Теория и методика воспитания. Борытко Н.М - 24 стр.

UptoLike

Принципы воспитания рассматриваются как доминанты бытия педагога,
определяющие смысл и содержание его деятельности. В принципах или в
их системе находят свое выражение концептуальные установки педагога,
его профессионально-педагогическая или исследовательская позиция, а
следовательно, принципы играют роль стабилизатора воспитательной дея-
тельности, структурируя ее содержание.
Принципы всегда действуют в системе, дополняя и развивая друг друга. По-
этому одно из основных требований к тем принципам, которыми педагог руко-
водствуется в своей деятельности, — их непротиворечивость.
Существуют различные варианты принципов воспитания, объединенные в
системы. Так, становление этической позиции через переживание совести, со-
страдания и стыда обеспечивается соблюдением в
этическом воспитании цело-
стной
системы трех принципов: рефлексивности, интерактивности
и самореализации.
Принцип рефлексивности: нравственное осмысление воспи-
танником собственного жизненного опыта.
Опора на собственный опыт как
чувственно-эмпирическую, смысловую основу является исходной точкой в ста-
новлении позиции субъекта. Нравственное переживание опыта понимается не
сугубо эмоционально, в нем содержится момент, названный «осознанностью».
Это осознание, конечно, не лишено эмоциональности, интереса, страсти, кото-
рые играют огромную роль в достижении понимания. «Переживание» дает ма-
териал для
рефлексии. На основе опыта «переживаний», приобретенного в
прошлой жизни, человек формирует свое пристрастное отношение к мораль-
ным нормам и правилам, формирует собственное поле нравственных смыслов.
Таким образом, рефлексивность понимается в контексте нравственного ос-
мысления собственного опыта.
Принцип рефлексивности предполагает обращение воспитанника к ос-
мыслению собственного опыта, обнаружению нравственных смыслов дея-
тельности, поведения, общения.
Принцип рефлексивности в этическом воспитании предъявляет к методам,
средствам, организационным формам требование быть методами самопонима-
ния, а на этой основеи самоопределения, самореализации. Он предполагает
рассмотрение понимания и взаимопонимания в качестве необходимого и доста-
точного условия гуманности и эффективности любых методов, форм и средств
воспитания.
Принцип интерактивности: через сострадание к духовности.
Интерактивных характер воспитания вытекает из представлений о ценности
процесса самостановления субъекта во взаимодействии с ним, о формировании
его собственного отношения к жизни. Позиция как система отношений и скла-
дывается в системе отношений в процессе взаимодействий с окружением. При
этом важно не только единство целейактивизируют позицию
не сами по се-
бе цели, а отношение к ним взаимодействующих субъектов.
24
     Принципы воспитания рассматриваются как доминанты бытия педагога,
     определяющие смысл и содержание его деятельности. В принципах или в
     их системе находят свое выражение концептуальные установки педагога,
     его профессионально-педагогическая или исследовательская позиция, а
     следовательно, принципы играют роль стабилизатора воспитательной дея-
     тельности, структурируя ее содержание.
   Принципы всегда действуют в системе, дополняя и развивая друг друга. По-
этому одно из основных требований к тем принципам, которыми педагог руко-
водствуется в своей деятельности, — их непротиворечивость.
   Существуют различные варианты принципов воспитания, объединенные в
системы. Так, становление этической позиции через переживание совести, со-
страдания и стыда обеспечивается соблюдением в этическом воспитании цело-
стной с и с т е м ы т р е х п р и н ц и п о в : рефлексивности, интерактивности
и самореализации.
   П р и н ц и п р е ф л е к с и в н о с т и : нравственное осмысление воспи-
танником собственного жизненного опыта. Опора на собственный опыт как
чувственно-эмпирическую, смысловую основу является исходной точкой в ста-
новлении позиции субъекта. Нравственное переживание опыта понимается не
сугубо эмоционально, в нем содержится момент, названный «осознанностью».
Это осознание, конечно, не лишено эмоциональности, интереса, страсти, кото-
рые играют огромную роль в достижении понимания. «Переживание» дает ма-
териал для рефлексии. На основе опыта «переживаний», приобретенного в
прошлой жизни, человек формирует свое пристрастное отношение к мораль-
ным нормам и правилам, формирует собственное поле нравственных смыслов.
Таким образом, рефлексивность понимается в контексте нравственного ос-
мысления собственного опыта.
     Принцип рефлексивности предполагает обращение воспитанника к ос-
     мыслению собственного опыта, обнаружению нравственных смыслов дея-
     тельности, поведения, общения.
   Принцип рефлексивности в этическом воспитании предъявляет к методам,
средствам, организационным формам требование быть методами самопонима-
ния, а на этой основе — и самоопределения, самореализации. Он предполагает
рассмотрение понимания и взаимопонимания в качестве необходимого и доста-
точного условия гуманности и эффективности любых методов, форм и средств
воспитания.
   П р и н ц и п и н т е р а к т и в н о с т и : через сострадание к духовности.
Интерактивных характер воспитания вытекает из представлений о ценности
процесса самостановления субъекта во взаимодействии с ним, о формировании
его собственного отношения к жизни. Позиция как система отношений и скла-
дывается в системе отношений в процессе взаимодействий с окружением. При
этом важно не только единство целей — активизируют позицию не сами по се-
бе цели, а отношение к ним взаимодействующих субъектов.

24