Теория и методика воспитания. Борытко Н.М - 25 стр.

UptoLike

Здесь реализуется главная идея интерактивности о том, что процесс так
же важен, как и результат, и значимость воспитания базируется на процессе
формирования духовных ценностей, а не на простой интериоризации мораль-
ных норм. Именно эта идея, отвечающая бытийной сущности воспитания, явля-
ется важнейшей в обосновании актуальности принципа интерактивности.
Минимальная личная вовлеченность воспитанников
в рамках традиционного
воспитания заменяется физической и психологической вовлеченностью с при-
нятием на себя ответственности за ход и результаты деятельности, поведения,
общения. В целом интерактивное воспитание это воспитание, требующее
брать на себя обязательства по активному использованию всех имеющихся
возможностей и по применению их результатов в своем каждодневном мышле-
нии и
поведении.
Принцип интерактивности воспитания предполагает направленность
деятельности воспитателя на соотнесение воспитанниками собственных
смыслов, осознание их, формирование духовно-ценностных ориентиров в
деятельности, поведении и общении.
Принцип самореализации: утверждение своей этической пози-
ции как моральной. Этот принцип представляет собой перенос приоритета ини-
циативы воспитанника в выборе способов жизнедеятельности как способов са-
мореализации в сферу морального поведения. Выполнение этого принципа в
этическом воспитании обязывает использовать только те формы и методы, ко-
торые создают условия для творческой самореализации воспитанника, его
са-
моразвития.
Всякая позиция требует своей реализации в деятельности, однако и осозна-
ется она тоже в деятельности, когда интенция оформляется в целевые установ-
ки субъекта. При этом можно говорить об обретении человеком позиции в про-
цессе формирования образа Я и реализации его в социальном общении, поведе-
нии и деятельности, ведь «в
деятельности человека, в его делах, практических и
теоретических, психическое, духовное развитие человека не только проявляет-
ся, но и совершается» (С. Л. Рубинштейн).
Проявляя активность, человек добивается реализации сознательно по-
ставленных им самим или принятых извне (в т.ч., от воспитателя) целей. Благо-
даря тому, что в процессе самопроектирования воспитанником осознаются его
нравственные смыслы и оформляются в духовные ценности, его этическая по-
зиция оформляется, принимая конкретные очертания, становится все более
концептуальной. Таким образом а
его этическая позиция воспитанника приоб-
ретает характер субъектной.
Если выполнение принципа рефлексивности обеспечивает осмысление ду-
ховных ценностей, наделение их собственными смыслами, то самореализация
призвана обеспечить обратный процессосознание нравственных смыслов. В
этом отношении она стимулирует экзистенциальную сферу человека, сферу его
морального самосознания, целеобразующую деятельность, субъективацию со-
циокультурных ценностей в духовные.
25
   Здесь реализуется главная идея интерактивности о том, что процесс так
же важен, как и результат, и значимость воспитания базируется на процессе
формирования духовных ценностей, а не на простой интериоризации мораль-
ных норм. Именно эта идея, отвечающая бытийной сущности воспитания, явля-
ется важнейшей в обосновании актуальности принципа интерактивности.
   Минимальная личная вовлеченность воспитанников в рамках традиционного
воспитания заменяется физической и психологической вовлеченностью с при-
нятием на себя ответственности за ход и результаты деятельности, поведения,
общения. В целом интерактивное воспитание — это воспитание, требующее
брать на себя обязательства по активному использованию всех имеющихся
возможностей и по применению их результатов в своем каждодневном мышле-
нии и поведении.
    Принцип интерактивности воспитания предполагает направленность
    деятельности воспитателя на соотнесение воспитанниками собственных
    смыслов, осознание их, формирование духовно-ценностных ориентиров в
    деятельности, поведении и общении.
    П р и н ц и п с а м о р е а л и з а ц и и : утверждение своей этической пози-
ции как моральной. Этот принцип представляет собой перенос приоритета ини-
циативы воспитанника в выборе способов жизнедеятельности как способов са-
мореализации в сферу морального поведения. Выполнение этого принципа в
этическом воспитании обязывает использовать только те формы и методы, ко-
торые создают условия для творческой самореализации воспитанника, его са-
моразвития.
    Всякая позиция требует своей реализации в деятельности, однако и осозна-
ется она тоже в деятельности, когда интенция оформляется в целевые установ-
ки субъекта. При этом можно говорить об обретении человеком позиции в про-
цессе формирования образа Я и реализации его в социальном общении, поведе-
нии и деятельности, ведь «в деятельности человека, в его делах, практических и
теоретических, психическое, духовное развитие человека не только проявляет-
ся, но и совершается» (С. Л. Рубинштейн).
    Проявляя активность, человек добивается реализации сознательно по-
ставленных им самим или принятых извне (в т.ч., от воспитателя) целей. Благо-
даря тому, что в процессе самопроектирования воспитанником осознаются его
нравственные смыслы и оформляются в духовные ценности, его этическая по-
зиция оформляется, принимая конкретные очертания, становится все более
концептуальной. Таким образом а его этическая позиция воспитанника приоб-
ретает характер субъектной.
    Если выполнение принципа рефлексивности обеспечивает осмысление ду-
ховных ценностей, наделение их собственными смыслами, то самореализация
призвана обеспечить обратный процесс — осознание нравственных смыслов. В
этом отношении она стимулирует экзистенциальную сферу человека, сферу его
морального самосознания, целеобразующую деятельность, субъективацию со-
циокультурных ценностей в духовные.

                                                                               25