Теория и методика воспитания. Борытко Н.М - 30 стр.

UptoLike

Праздник носит коллективный характер и возникает там, где существуют духовные
связи между людьми и общие идеальные устремления. Праздник включает комплекс спе-
цифических жизненных, культурных, эстетических проявлений, которые вне его преде-
лов не существуют. Тем самым он способен на время преобразовывать течение обыден-
ной жизни, оставляя участникам яркие впечатления и переживания
1
.
При всем разнообразии видов деятельности, базовых действий, обилии воз-
можных воспитательных форм существуют общие условия и предпосылки того,
чтобы запланированное педагогическое действо удалось, прошло успешно. Не
менее важно находить формы организации повседневной жизни учащихся, что-
бы научить их не только ценить и любить праздники, но и находить смысл,
удовлетворение в повседневности
.
Воспитательным потенциалом обладают не только положительные эмоции и
ощущения, но и связанные с усилием, лишениями, преодолением, поскольку
выводят воспитанников на границу их действительности (того, что уже было
в опыте) к встрече с реальностью (с тем, что переживается впервые).
6. Диалогический характер воспитания
По словам Н. Е. Щурковой, «общий способ инициирования субъектности
придать воспитанию диалогический характер». Становление человека субъек-
том собственной деятельности, творчества, субъектом собственной жизни мо-
жет осуществляться только во взаимодействии с Другим, путем приобщения к
Другому. Только таким образом человек может лучше понять себякак свою
уникальность, так и то, что объединяет
его с другими людьми. Только взаимо-
действуя с Другим, человек может обнаружить смысл своей жизни, реализовать
себя, осуществить свое призвание, т.е. с максимальной полнотой проявить свои
личностные, индивидуальные и субъектные свойства. Поэтому понимание Дру-
гого, взаимодействие с Другим рассматриваются в качестве сущностных харак-
теристик воспитания во всех трех его
аспектахсоциально-нормативном, ин-
дивидуально-смысловом и ценностно-деятельностном.
В педагогическом взаимодействии Другой понимается широко: не только как другой
человек, с которым ребенок вступает в реальное взаимодействие, но и как представитель
другой эпохи (историческая персоналия), как лицо, изображенное на портрете, как автор
и герой литературного произведения и т. п. Со всеми этими людьми ребенок может всту-
пать в реальный или
воображаемый (внутренний) диалог, задавать им вопросы и выслу-
шивать (или воображать) их ответы, спорить, соглашаться, просить у них помощи в раз-
решении проблем, высказывать свою точку зрения по разным вопросам, делиться откры-
тиями, представлять, как они поступили бы на его месте. Ребенок может вступать в диа-
лог с собой«собой
вчерашним» или «собой завтрашним». Диалог может происходить
и с неодушевленными предметами всем известны ситуации, когда ребенок делится
своими переживаниями с любимой игрушкой.
В гуманитарной образовательной парадигме воспитание понимается как
ценностно-смысловой диалог воспитателя и воспитанника.
1
В прил. 2 см. рекомендации по реализации воспитательного потенциала детского праздника.
30
         Праздник носит коллективный характер и возникает там, где существуют духовные
      связи между людьми и общие идеальные устремления. Праздник включает комплекс спе-
      цифических жизненных, культурных, эстетических проявлений, которые вне его преде-
      лов не существуют. Тем самым он способен на время преобразовывать течение обыден-
      ной жизни, оставляя участникам яркие впечатления и переживания1.
   При всем разнообразии видов деятельности, базовых действий, обилии воз-
можных воспитательных форм существуют общие условия и предпосылки того,
чтобы запланированное педагогическое действо удалось, прошло успешно. Не
менее важно находить формы организации повседневной жизни учащихся, что-
бы научить их не только ценить и любить праздники, но и находить смысл,
удовлетворение в повседневности.
       Воспитательным потенциалом обладают не только положительные эмоции и
       ощущения, но и связанные с усилием, лишениями, преодолением, поскольку
       выводят воспитанников на границу их действительности (того, что уже было
       в опыте) к встрече с реальностью (с тем, что переживается впервые).


                  6. Диалогический характер воспитания
   По словам Н. Е. Щурковой, «общий способ инициирования субъектности —
придать воспитанию диалогический характер». Становление человека субъек-
том собственной деятельности, творчества, субъектом собственной жизни мо-
жет осуществляться только во взаимодействии с Другим, путем приобщения к
Другому. Только таким образом человек может лучше понять себя — как свою
уникальность, так и то, что объединяет его с другими людьми. Только взаимо-
действуя с Другим, человек может обнаружить смысл своей жизни, реализовать
себя, осуществить свое призвание, т.е. с максимальной полнотой проявить свои
личностные, индивидуальные и субъектные свойства. Поэтому понимание Дру-
гого, взаимодействие с Другим рассматриваются в качестве сущностных харак-
теристик воспитания во всех трех его аспектах — социально-нормативном, ин-
дивидуально-смысловом и ценностно-деятельностном.
          В педагогическом взаимодействии Другой понимается широко: не только как другой
      человек, с которым ребенок вступает в реальное взаимодействие, но и как представитель
      другой эпохи (историческая персоналия), как лицо, изображенное на портрете, как автор
      и герой литературного произведения и т. п. Со всеми этими людьми ребенок может всту-
      пать в реальный или воображаемый (внутренний) диалог, задавать им вопросы и выслу-
      шивать (или воображать) их ответы, спорить, соглашаться, просить у них помощи в раз-
      решении проблем, высказывать свою точку зрения по разным вопросам, делиться откры-
      тиями, представлять, как они поступили бы на его месте. Ребенок может вступать в диа-
      лог с собой — «собой вчерашним» или «собой завтрашним». Диалог может происходить
      и с неодушевленными предметами — всем известны ситуации, когда ребенок делится
      своими переживаниями с любимой игрушкой.
   В гуманитарной образовательной парадигме воспитание понимается как
ценностно-смысловой диалог воспитателя и воспитанника.
1
    В прил. 2 см. рекомендации по реализации воспитательного потенциала детского праздника.

30