Теория и методика воспитания. Борытко Н.М - 31 стр.

UptoLike

Ценностно-смысловой характер диалог приобретает тогда, когда он стиму-
лирует поиск человеком смыслов собственной жизни, когда за каждой ве-
щью, явлением, событием, законом, нормой поведения видится человек, ко-
торый предстает как высшая ценность, как «мера всех вещей», а за внешней
формой отношений и поступковсмыслы бытия человека в мире.
С этой точки зрения диалог рассматривается в качестве универсальной ха-
рактеристики воспитания и предполагает соблюдение следующих условий:
уникальность и принципиальное равенство субъектов диалога;
различие и вариативность точек зрения, ценностей и смыслов каждого из
участников диалога;
ориентация каждого субъекта на восприятие и активную интерпретацию
его индивидуальной системы ценностей другими
субъектами;
взаимная соотнесенность и дополнительность позиций участников педа-
гогического диалога;
направленность целей и содержания диалога на духовное развитие каж-
дого из его участников;
способность участников диалога к свободе, их умение не подстраиваться
под что-то или под кого-то, а проявлять себя такими, каковы они есть, совер-
шать нравственный выбор не под давлением внешних обстоятельств, а исходя
из внутренних побуждений;
импровизированный характер диалога, предполагающий выражение сво-
бодной активности субъекта, порождающей новые смыслы;
адекватное понимание смысловой сущности используемых слов и выра-
жений (принцип герменевтичности);
порождение принципиально новых духовных продуктов в процессе твор-
ческого синтеза как результат
диалога.
При осуществлении ценностно-смыслового диалога в процессе воспитания
необходимо иметь в виду следующее:
диалог направлен на решение не узко утилитарных, а принципиальных
задач воспитаниясамопонимания и взаимопонимания, понимания ценностей
собственной и иных культур;
диалогэто общение целостного человека с целостным человеком, по-
этому не следует искать особого
смысла в каждом слове, жесте, фразенужно
стараться понять общее в человеке, смысл и назначение его жизни;
диалогэто не только говорение, но и молчаниеименно во время па-
уз особенно активно осуществляется внутренний диалог;
в процессе диалога необходимо удерживать себя от попыток вторжения в
духовный мир собеседника, поучений
, оценок, указаний, предупреждений, са-
моутверждения и т.д.; механизмом, позволяющим предотвратить эти негатив-
ные явления, выступает рефлексия;
диалог требует напряжения внутренних сил его участников, связанного
как с необходимостью понять Другого, так и с усилиями быть понятым, не ис-
казить случайным словом, взглядом, жестом собственную позицию; кроме того,
31
    Ценностно-смысловой характер диалог приобретает тогда, когда он стиму-
    лирует поиск человеком смыслов собственной жизни, когда за каждой ве-
    щью, явлением, событием, законом, нормой поведения видится человек, ко-
    торый предстает как высшая ценность, как «мера всех вещей», а за внешней
    формой отношений и поступков — смыслы бытия человека в мире.
   С этой точки зрения диалог рассматривается в качестве универсальной ха-
рактеристики воспитания и предполагает соблюдение следующих условий:
   � уникальность и принципиальное равенство субъектов диалога;
   � различие и вариативность точек зрения, ценностей и смыслов каждого из
участников диалога;
   � ориентация каждого субъекта на восприятие и активную интерпретацию
его индивидуальной системы ценностей другими субъектами;
   � взаимная соотнесенность и дополнительность позиций участников педа-
гогического диалога;
   � направленность целей и содержания диалога на духовное развитие каж-
дого из его участников;
   � способность участников диалога к свободе, их умение не подстраиваться
под что-то или под кого-то, а проявлять себя такими, каковы они есть, совер-
шать нравственный выбор не под давлением внешних обстоятельств, а исходя
из внутренних побуждений;
   � импровизированный характер диалога, предполагающий выражение сво-
бодной активности субъекта, порождающей новые смыслы;
   � адекватное понимание смысловой сущности используемых слов и выра-
жений (принцип герменевтичности);
   � порождение принципиально новых духовных продуктов в процессе твор-
ческого синтеза как результат диалога.
   При осуществлении ценностно-смыслового диалога в процессе воспитания
необходимо иметь в виду следующее:
   � диалог направлен на решение не узко утилитарных, а принципиальных
задач воспитания — самопонимания и взаимопонимания, понимания ценностей
собственной и иных культур;
   � диалог — это общение целостного человека с целостным человеком, по-
этому не следует искать особого смысла в каждом слове, жесте, фразе — нужно
стараться понять общее в человеке, смысл и назначение его жизни;
   � диалог — это не только говорение, но и молчание — именно во время па-
уз особенно активно осуществляется внутренний диалог;
   � в процессе диалога необходимо удерживать себя от попыток вторжения в
духовный мир собеседника, поучений, оценок, указаний, предупреждений, са-
моутверждения и т.д.; механизмом, позволяющим предотвратить эти негатив-
ные явления, выступает рефлексия;
   � диалог требует напряжения внутренних сил его участников, связанного
как с необходимостью понять Другого, так и с усилиями быть понятым, не ис-
казить случайным словом, взглядом, жестом собственную позицию; кроме того,

                                                                           31