ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
в процессе диалогического взаимодействия человек должен учитывать не толь-
ко логику движения собственной мысли, но и логику собеседника;
в диалоге присутствует иррациональный компонент (интуиция, чувства,
эмоции), который порождает феномен «опережающего понимания», позво-
ляющий предчувствовать то, что еще не сказано, прогнозировать возможные
варианты взаимодействия;
в процессе диалогического взаимодействия точка зрения
его субъекта
формируется на основе воспроизведения в ней иных моделей понимания про-
блемы другими субъектами;
в диалоге происходит определение ответственности субъекта за выбор
позиции в последующей деятельности (с учетом изменения своего отношения в
ходе диалога или с учетом сохранения своей прежней позиции).
Процесс воспитания представляет собой цепочку взаимосвязанных ситуа-
ций, в которых происходит позитивное изменение педагога и воспитанника.
Если рассматривать диалог как универсальную сущностную характеристику
воспитания, то такие ситуации предстают в виде ситуаций диалогического
взаимодействия. Выделяются следующие типы ситуаций диалоги-
ческого взаимодействия:
1. Ситуация-понимание. Понимание себя и Другого — важнейшая предпо-
сылка и одновременно результат диалогического взаимодействия.
Возможность понимания обеспечивается существованием индивидуальных и общих
ценностей, а также эмпатией — способностью человека проникаться эмоциональными
состоянием Другого, ставить себя на его место. Среди условий понимания исследователи
особую роль отводят способности человека к самопониманию и его способности отда-
ваться чужому бытию (искренней заинтересованности в понимании Другого), способно-
сти субъектов, включенных в воспитательный
процесс, к диалогу, эмпатии, понимаемой
как механизм уравнивания их позиций, в том числе позиций педагога и воспитанника.
Понимание не означает насильственного вторжения во внутренний мир другого человека,
лишения его автономности, нарушения границ его духовной свободы: гуманитарная пози-
ция педагога предполагает соблюдение этических норм, тактичное и бережное отноше-
ние к внутреннему
миру воспитанника.
Результатом ситуации-понимания является уменьшение нетерпимости и
становление гуманитарных установок детей по отношению к Другому, к
любым проявлениям «инакости», к человеку как таковому. Еще один ре-
зультат — самопонимание, осознание своей уникальности и в то же время
общности с другими людьми, осознание себя частью природы и культуры.
Ситуация-понимание предполагает рефлексию (направленную как на себя,
так и на Другого), осмысление жизненных ценностей, а потому такие ситуации
соотносятся с рефлексивной фазой гуманитарного воспитания.
2. Ситуация-общение предполагает совместный поиск ценностей и смыслов,
заключенных и проявляющихся в явлениях культуры и повседневной жизни,
самопознание участников взаимодействия. В такой ситуации открываются ши-
рокие возможности для реализации на практике гуманитарных установок педа-
32
в процессе диалогического взаимодействия человек должен учитывать не толь- ко логику движения собственной мысли, но и логику собеседника; � в диалоге присутствует иррациональный компонент (интуиция, чувства, эмоции), который порождает феномен «опережающего понимания», позво- ляющий предчувствовать то, что еще не сказано, прогнозировать возможные варианты взаимодействия; � в процессе диалогического взаимодействия точка зрения его субъекта формируется на основе воспроизведения в ней иных моделей понимания про- блемы другими субъектами; � в диалоге происходит определение ответственности субъекта за выбор позиции в последующей деятельности (с учетом изменения своего отношения в ходе диалога или с учетом сохранения своей прежней позиции). Процесс воспитания представляет собой цепочку взаимосвязанных ситуа- ций, в которых происходит позитивное изменение педагога и воспитанника. Если рассматривать диалог как универсальную сущностную характеристику воспитания, то такие ситуации предстают в виде ситуаций диалогического взаимодействия. Выделяются следующие т и п ы с и т у а ц и й д и а л о г и - ческого взаимодействия: 1. Ситуация-понимание. Понимание себя и Другого важнейшая предпо- сылка и одновременно результат диалогического взаимодействия. Возможность понимания обеспечивается существованием индивидуальных и общих ценностей, а также эмпатией способностью человека проникаться эмоциональными состоянием Другого, ставить себя на его место. Среди условий понимания исследователи особую роль отводят способности человека к самопониманию и его способности отда- ваться чужому бытию (искренней заинтересованности в понимании Другого), способно- сти субъектов, включенных в воспитательный процесс, к диалогу, эмпатии, понимаемой как механизм уравнивания их позиций, в том числе позиций педагога и воспитанника. Понимание не означает насильственного вторжения во внутренний мир другого человека, лишения его автономности, нарушения границ его духовной свободы: гуманитарная пози- ция педагога предполагает соблюдение этических норм, тактичное и бережное отноше- ние к внутреннему миру воспитанника. Результатом ситуации-понимания является уменьшение нетерпимости и становление гуманитарных установок детей по отношению к Другому, к любым проявлениям «инакости», к человеку как таковому. Еще один ре- зультат самопонимание, осознание своей уникальности и в то же время общности с другими людьми, осознание себя частью природы и культуры. Ситуация-понимание предполагает рефлексию (направленную как на себя, так и на Другого), осмысление жизненных ценностей, а потому такие ситуации соотносятся с рефлексивной фазой гуманитарного воспитания. 2. Ситуация-общение предполагает совместный поиск ценностей и смыслов, заключенных и проявляющихся в явлениях культуры и повседневной жизни, самопознание участников взаимодействия. В такой ситуации открываются ши- рокие возможности для реализации на практике гуманитарных установок педа- 32
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 30
- 31
- 32
- 33
- 34
- …
- следующая ›
- последняя »