Теория и методика воспитания. Борытко Н.М - 37 стр.

UptoLike

зующих; их деятельность, направленную на реализацию целей; сеть отноше-
ний, складывающихся между участниками этой деятельности, а также ту часть
окружающей среды, которая освоена школой для реализации принятых целей»
(выделено намиН.Б.).
Введение среды в качестве компонента воспитательной системы объектив-
но создает теоретические предпосылки к упорядочиванию всех ее элемен-
тов относительно нового компонента, к технологизации воспитания.
Системный подход позволяет интегрировать понятия «общение», «отноше-
ние», «деятельность» в категорию образа жизни. Моделирование нового образа
жизниодин из способов упорядочения воспитательной системы.
Личность как элемент не только воспитательной, но и социальной системы
является представителем этой системы и лишь в этом качестве получает свою
определенность. А. Н. Леонтьев понимал личность именно
как системное
качество, которое обретает субъект, вступая в обществе в новую систему отно-
шений. Отсюда в теориях коллективного воспитания преобладание интересов
коллектива над интересами отдельной личности.
Личностное поведение всегда оценивается с точки зрения существующей
морали. Поэтому личностьэто моральная категория. Человек оценивается с
позиций, принятых в данном обществе, социуме, группе
ценностей, норм и эта-
лонов взаимоотношений: так принято поступать, а так не принято в данном со-
обществе. Усвоение этих правил формирует моральность личности (В. И. Сло-
бодчиков, Е. И. Исаев).
Системные представления позволяют отличить моральность человека от
его нравственности и личность как тип, «слиянность» с обществом от ин-
дивидуальности человека, его выделенности из общественного бытия.
Моральность предполагает ориентацию на оценки других, сообщества, куль-
туры. Нравственностьориентацию на самостоятельно принятые принципы и
ценности. Аналогично личность это соответствие внешней (в т. ч. культур-
ной) норме, а индивидуальностьэто соответствие самому себе.
Различие моральности и нравственности отчетливо проявляется в различных
формах переживания человеком норм морали и нравственных ценностей. На
-
рушение норм морали, осознание человеком несоответствия своего поведения,
принятым в данном сообществе и разделяемым им самим требованиям морали
переживается в эмоции стыда. Стыдэто всегда стыд перед другими, страх
быть осужденным окружающими людьми. Выражение «мне стыдно» подразу-
мевает обязательно кого-то другого, авторитетное лицо или группу лиц.
В отличие от
стыда, совесть представляет собой способность человека осу-
ществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для се-
бя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить
самооценку совершаемых поступков. Здесь «другой» — это не конкретный ин-
дивид или данная группа, а обобщенный Другой (в пределе человечество,
37
зующих; их деятельность, направленную на реализацию целей; сеть отноше-
ний, складывающихся между участниками этой деятельности, а также ту часть
окружающей среды, которая освоена школой для реализации принятых целей»
(выделено нами — Н.Б.).
    Введение среды в качестве компонента воспитательной системы объектив-
    но создает теоретические предпосылки к упорядочиванию всех ее элемен-
    тов относительно нового компонента, к технологизации воспитания.
   Системный подход позволяет интегрировать понятия «общение», «отноше-
ние», «деятельность» в категорию образа жизни. Моделирование нового образа
жизни — один из способов упорядочения воспитательной системы.
   Личность как элемент не только воспитательной, но и социальной системы
является представителем этой системы и лишь в этом качестве получает свою
определенность. А. Н. Леонтьев понимал личность именно как системное
качество, которое обретает субъект, вступая в обществе в новую систему отно-
шений. Отсюда в теориях коллективного воспитания преобладание интересов
коллектива над интересами отдельной личности.
   Личностное поведение всегда оценивается с точки зрения существующей
морали. Поэтому личность — это моральная категория. Человек оценивается с
позиций, принятых в данном обществе, социуме, группе ценностей, норм и эта-
лонов взаимоотношений: так принято поступать, а так не принято в данном со-
обществе. Усвоение этих правил формирует моральность личности (В. И. Сло-
бодчиков, Е. И. Исаев).
    Системные представления позволяют отличить моральность человека от
    его нравственности и личность как тип, «слиянность» с обществом от ин-
    дивидуальности человека, его выделенности из общественного бытия.
   Моральность предполагает ориентацию на оценки других, сообщества, куль-
туры. Нравственность — ориентацию на самостоятельно принятые принципы и
ценности. Аналогично личность — это соответствие внешней (в т. ч. культур-
ной) норме, а индивидуальность — это соответствие самому себе.
   Различие моральности и нравственности отчетливо проявляется в различных
формах переживания человеком норм морали и нравственных ценностей. На-
рушение норм морали, осознание человеком несоответствия своего поведения,
принятым в данном сообществе и разделяемым им самим требованиям морали
переживается в эмоции стыда. Стыд — это всегда стыд перед другими, страх
быть осужденным окружающими людьми. Выражение «мне стыдно» подразу-
мевает обязательно кого-то другого, авторитетное лицо или группу лиц.
   В отличие от стыда, совесть представляет собой способность человека осу-
ществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для се-
бя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить
самооценку совершаемых поступков. Здесь «другой» — это не конкретный ин-
дивид или данная группа, а обобщенный Другой (в пределе — человечество,

                                                                          37