ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
нилось тревожным ожиданием? Потому что школьный праздник в памяти мно-
гих из нас — это «мероприятие», которое
осуществляется формально, без заин-
тересованности, по обязанности.
Конечно, в словарном определении мероприятия как «совокупности дейст-
вий, объединённых одной общественно значимой задачей» нет ничего негатив-
ного. Но нет и праздника, радости нет! Вместо нее — «принятие мер». По от-
ношению к кому? В связи с чем? За что?! За «галочку», за строчку в
отчете, за
«чувство исполненного долга».
Но ведь именно чувства, эмоции, переживания — то, что определяет, состо-
ялся ли праздник. И шире — состоялось ли воспитание
1
. Потому что именно в
эмоционально-чувственном общении мы обращаемся не к «учащемуся», не к
«личности» даже, а к Человеку. Праздник — особая жизненная ситуация ре-
бенка, подростка, юноши или девушки, когда без назидательности и упреков
они проходят уникальную практику социального общения. Огромный воспита-
тельный потенциал праздника состоит в том, что
он дает возможность для ак-
тивного самовыражения, вызванного реакцией на конкретное событие, для
творческого самоутверждения.
Итак, две самых главных характеристики праздника — это радость и совме-
стность, собы́тие и со-бытие́.
Праздник как собы́тие
Что в воспитательном смысле можно считать событием? Только то, что
обеспечивает воспитаннику встречу с реальностью, имеет
высокую степень
внутренней значимости и (или) новизны для участников педагогической ситуа-
ции. Подобную значимость дают осознание преодоления определенного этапа в
развитии; ярко выраженный эмоциональный фон происходящего; ощущение
сопричастности к более широкому жизненному контексту; решение важной
проблемы; встреча с удивительно интересным человеком и др.
Событием праздник становится, когда он содержательно наполнен и
эмо-
ционально окрашен. И то, и другое не существует объективно, вне воспитанни-
ка — это результат субъективного восприятия. То, что для одного становится
волнующим и значимым, для другого проходит незаметно. Следовательно, в
педагогической инструментовке праздника важнейшим является умение вы-
строить его в соответствии с логикой восприятия.
В этом отношении говорят о
драматургии праздника: так же, как и драма-
тургическое произведение, праздник должен иметь свои пролог, завязку, разви-
тие действия, кульминацию, развязку и эпилог. Причем «скомканный» или
пропущенный этап «отомстит» за себя тем, что праздник будет испорчен, педа-
гог получит не те эффекты, на которые рассчитывал.
1
Использованы материалы книги, в написании которой принимал автор: Воспитательная
деятельность педагога / И. А. Колесникова, Н. М. Борытко, С. Д. Поляков, Н. Л. Сели-
ванова; под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. М.: Академия, 2005. 336 с.
79
нилось тревожным ожиданием? Потому что школьный праздник в памяти мно- гих из нас это «мероприятие», которое осуществляется формально, без заин- тересованности, по обязанности. Конечно, в словарном определении мероприятия как «совокупности дейст- вий, объединённых одной общественно значимой задачей» нет ничего негатив- ного. Но нет и праздника, радости нет! Вместо нее «принятие мер». По от- ношению к кому? В связи с чем? За что?! За «галочку», за строчку в отчете, за «чувство исполненного долга». Но ведь именно чувства, эмоции, переживания то, что определяет, состо- ялся ли праздник. И шире состоялось ли воспитание1. Потому что именно в эмоционально-чувственном общении мы обращаемся не к «учащемуся», не к «личности» даже, а к Человеку. Праздник особая жизненная ситуация ре- бенка, подростка, юноши или девушки, когда без назидательности и упреков они проходят уникальную практику социального общения. Огромный воспита- тельный потенциал праздника состоит в том, что он дает возможность для ак- тивного самовыражения, вызванного реакцией на конкретное событие, для творческого самоутверждения. Итак, две самых главных характеристики праздника это радость и совме- стность, собы́тие и со-бытие́. Праздник как собы́тие Что в воспитательном смысле можно считать событием? Только то, что обеспечивает воспитаннику встречу с реальностью, имеет высокую степень внутренней значимости и (или) новизны для участников педагогической ситуа- ции. Подобную значимость дают осознание преодоления определенного этапа в развитии; ярко выраженный эмоциональный фон происходящего; ощущение сопричастности к более широкому жизненному контексту; решение важной проблемы; встреча с удивительно интересным человеком и др. Событием праздник становится, когда он содержательно наполнен и эмо- ционально окрашен. И то, и другое не существует объективно, вне воспитанни- ка это результат субъективного восприятия. То, что для одного становится волнующим и значимым, для другого проходит незаметно. Следовательно, в педагогической инструментовке праздника важнейшим является умение вы- строить его в соответствии с логикой восприятия. В этом отношении говорят о драматургии праздника: так же, как и драма- тургическое произведение, праздник должен иметь свои пролог, завязку, разви- тие действия, кульминацию, развязку и эпилог. Причем «скомканный» или пропущенный этап «отомстит» за себя тем, что праздник будет испорчен, педа- гог получит не те эффекты, на которые рассчитывал. 1 Использованы материалы книги, в написании которой принимал автор: Воспитательная деятельность педагога / И. А. Колесникова, Н. М. Борытко, С. Д. Поляков, Н. Л. Сели- ванова; под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. М.: Академия, 2005. 336 с. 79
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 77
- 78
- 79
- 80
- 81
- …
- следующая ›
- последняя »