Теория и методика воспитания. Борытко Н.М - 84 стр.

UptoLike

Именно в момент наивысшего переживания мы объявляем во время торже-
ственного праздника «минуту молчания», или сообщаем самую важную ин-
формацию, или представляем самого важного гостя праздника, или герои наше-
го театрализованного обозрения совершают свой самый поучительный посту-
пок.
Люди забыли эту истину, — сказал Лис, — но ты не забывай: ты навсегда в ответе
за всех, кого приручил. Ты в ответе за твою розу.
Кульминационный момент праздника требует особо ответственного отно-
шения к нему и ко всем участникам со стороны педагога: важно не «пережать»
с эмоциями, но и не свести все на фарс, переживать самому вместе с детьми и
не увлечься собственными переживаниями, не забыть о своей организующей
роли. И ни в коем случае не
обвинять детей в том, что кульминация получилась
«смазанной»! Это мы ее не сумели организоватьв следующий раз учтем не-
доработки и сделаем лучше.
Развязка должна следовать быстро вслед за кульминацией. Это может
быть награждение победителей, вручение памятных картонных «медалей»,
угольков от костра, вокруг которого проводился праздник. Чувства удовлетво-
ренности и
светлой грусти по поводу окончания праздника, расставания с
друзьямисамый лучший фон для этого этапа праздника.
И вот настал час прощанья.
Я буду плакать о тебе, — вздохнул Лис.
Ты сам виноват, — сказал Маленький принц. — Я ведь не хотел, чтобы тебе было
больно; ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил...
Да, конечно, — сказал Лис.
Но ты будешь плакать!
Да, конечно.
Значит, тебе от этого плохо
.
Нет, — возразил Лис, — мне хорошо.
Эпилог это организация последействия праздника. Нужно найти воз-
можность, чтобы через некоторое (непродолжительное!) время после того, как
праздник прошел, всем вместе (или его организаторам) вспомнить о нем, вновь
пережить радость общения, обсудить, что запомнилось, что хочется возобно-
вить. Причем такие «анализы» должны традицией, своего рода обрядом.
А что такое обряды? — спросил Маленький принц.
Это тоже нечто давно забытое, — объяснил Лис. — Нечто такое, отчего один ка-
кой-то день становится не похож на все другие дни, один часна все другие часы. Вот,
например, у моих охотников есть такой обряд: по четвергам они танцуют с деревенскими
девушками
. И какой же это чудесный деньчетверг! Я отправляюсь на прогулку и до-
хожу до самого виноградника. А если бы охотники танцевали когда придется, все дни
были бы одинаковы, и я никогда не знал бы отдыха.
В своей повседневной практике (как и в окружающей жизни) мы, педагоги,
чаще всего обращаем детей к таким важным чувствам как сострадание, сопере-
живание... В них проявляется совместность человеческого существования,
формируется стремление прийти на помощь. Это прекрасно! Но как же редко
мы обращаемся сами и обращаем детей к со-радованию! Многие ли
готовы раз-
84
   Именно в момент наивысшего переживания мы объявляем во время торже-
ственного праздника «минуту молчания», или сообщаем самую важную ин-
формацию, или представляем самого важного гостя праздника, или герои наше-
го театрализованного обозрения совершают свой самый поучительный посту-
пок.
         — Люди забыли эту истину, — сказал Лис, — но ты не забывай: ты навсегда в ответе
     за всех, кого приручил. Ты в ответе за твою розу.
   Кульминационный момент праздника требует особо ответственного отно-
шения к нему и ко всем участникам со стороны педагога: важно не «пережать»
с эмоциями, но и не свести все на фарс, переживать самому вместе с детьми и
не увлечься собственными переживаниями, не забыть о своей организующей
роли. И ни в коем случае не обвинять детей в том, что кульминация получилась
«смазанной»! Это мы ее не сумели организовать — в следующий раз учтем не-
доработки и сделаем лучше.
   Р а з в я з к а должна следовать быстро вслед за кульминацией. Это может
быть награждение победителей, вручение памятных картонных «медалей»,
угольков от костра, вокруг которого проводился праздник. Чувства удовлетво-
ренности и светлой грусти по поводу окончания праздника, расставания с
друзьями — самый лучший фон для этого этапа праздника.
        И вот настал час прощанья.
        — Я буду плакать о тебе, — вздохнул Лис.
        — Ты сам виноват, — сказал Маленький принц. — Я ведь не хотел, чтобы тебе было
     больно; ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил...
        — Да, конечно, — сказал Лис.
        — Но ты будешь плакать!
        — Да, конечно.
        — Значит, тебе от этого плохо.
        — Нет, — возразил Лис, — мне хорошо.
   Э п и л о г — это организация последействия праздника. Нужно найти воз-
можность, чтобы через некоторое (непродолжительное!) время после того, как
праздник прошел, всем вместе (или его организаторам) вспомнить о нем, вновь
пережить радость общения, обсудить, что запомнилось, что хочется возобно-
вить. Причем такие «анализы» должны традицией, своего рода обрядом.
        — А что такое обряды? — спросил Маленький принц.
        — Это тоже нечто давно забытое, — объяснил Лис. — Нечто такое, отчего один ка-
     кой-то день становится не похож на все другие дни, один час — на все другие часы. Вот,
     например, у моих охотников есть такой обряд: по четвергам они танцуют с деревенскими
     девушками. И какой же это чудесный день — четверг! Я отправляюсь на прогулку и до-
     хожу до самого виноградника. А если бы охотники танцевали когда придется, все дни
     были бы одинаковы, и я никогда не знал бы отдыха.
  В своей повседневной практике (как и в окружающей жизни) мы, педагоги,
чаще всего обращаем детей к таким важным чувствам как сострадание, сопере-
живание... В них проявляется совместность человеческого существования,
формируется стремление прийти на помощь. Это прекрасно! Но как же редко
мы обращаемся сами и обращаем детей к со-радованию! Многие ли готовы раз-

84