Теория и методика воспитания. Борытко Н.М - 86 стр.

UptoLike

Необходимо иметь подробный сценарий внешнего (событийного) и внут-
реннего (эмоционального) развития праздничного действия, которое может
иметь традиционную канву и узнаваемых героев (сказочных или реальных со-
циальных персонажей) либо новый яркий авторский контекст. Сценарный план
(на уровне расписанного: что, где, в какой момент делать) должен быть у каж-
дого из организаторов
и координаторов праздника с ярко выделенными в тексте
позициями, за которые он отвечает. Таких позиций не должно быть много на
одного человека. В этом случае каждый будет «знать свой маневр» и будет спо-
собен взять на себя ответственность за его точное исполнение. Таким «конвей-
ерным» способом можно достаточно быстро подготовить и
успешно провести
очень сложное в постановочном отношении действие.
Третья стадия связана с организацией работы Совета дела, представ-
ляющего наиболее активное ядро коллектива, призванное выработать способы
выполнения общего замысла. Таким образом, на этой стадии появляется новый
групповой субъект, способный к созданию и развитию отношений творчества и
заботы через такие социально-психологические
механизмы, как секрет, сюр-
приз, доверие, поддерживающие эмоциональное напряжение и интерес внутри
коллектива.
Праздник отличается особой приподнятой атмосферой. Она складывается из
многих компонентов. Специальным образом должно быть отграничено, обозна-
чено и организовано праздничное пространство. При этом важно позаботиться
о смысловой и эстетической гармонизации звукового, цветового, светового,
ритмического оформления с тематикой праздника
.
Еще одно непременное требование ко всем видам праздничного оформле-
ния его культуросообразность, т.е. содержательно-смысловое соответствие
контексту культуры, в которой праздник возник: национальной, исторической,
религиозной, образовательной, организационной и т.д.
Методическая подсказка. Хорошо, чтобы праздник приобрел свою символику и атри-
бутику (эмблема, слоганы, игрушка-талисман, элементы костюма, специально написан-
ная песня, форма волонтеров и др.) Их разработка может стать отдельным поводом для
совместного творчества и эмоционального объединения взрослых и детей.
Четвертая стадия предполагает непосредственно проведение коллек-
тивного творческого дела. Центральной задачей при этом является индивиду-
альное присвоение совместно сформированного опыта заботы и гражданского
отношения к окружающей жизни и себе.
Для участников праздника нужно подготовить программу с обозначением,
что, где, когда будет происходить и в какой форме в этом можно поучаствовать.
Программа
может быть распечатана, озвучена, представлена наглядно и «на-
стенно». В любом случае этапы развития праздничного действия должны быть
четко обозначены.
Следует продумать также стимулы вовлечения в разные виды активности
разных групп участников. Для этого необходимо хорошо ориентироваться в ак-
86
   Необходимо иметь подробный сценарий внешнего (событийного) и внут-
реннего (эмоционального) развития праздничного действия, которое может
иметь традиционную канву и узнаваемых героев (сказочных или реальных со-
циальных персонажей) либо новый яркий авторский контекст. Сценарный план
(на уровне расписанного: что, где, в какой момент делать) должен быть у каж-
дого из организаторов и координаторов праздника с ярко выделенными в тексте
позициями, за которые он отвечает. Таких позиций не должно быть много на
одного человека. В этом случае каждый будет «знать свой маневр» и будет спо-
собен взять на себя ответственность за его точное исполнение. Таким «конвей-
ерным» способом можно достаточно быстро подготовить и успешно провести
очень сложное в постановочном отношении действие.
   Т р е т ь я с т а д и я связана с организацией работы Совета дела, представ-
ляющего наиболее активное ядро коллектива, призванное выработать способы
выполнения общего замысла. Таким образом, на этой стадии появляется новый
групповой субъект, способный к созданию и развитию отношений творчества и
заботы через такие социально-психологические механизмы, как секрет, сюр-
приз, доверие, поддерживающие эмоциональное напряжение и интерес внутри
коллектива.
   Праздник отличается особой приподнятой атмосферой. Она складывается из
многих компонентов. Специальным образом должно быть отграничено, обозна-
чено и организовано праздничное пространство. При этом важно позаботиться
о смысловой и эстетической гармонизации звукового, цветового, светового,
ритмического оформления с тематикой праздника.
   Еще одно непременное требование ко всем видам праздничного оформле-
ния — его культуросообразность, т.е. содержательно-смысловое соответствие
контексту культуры, в которой праздник возник: национальной, исторической,
религиозной, образовательной, организационной и т.д.
        Методическая подсказка. Хорошо, чтобы праздник приобрел свою символику и атри-
     бутику (эмблема, слоганы, игрушка-талисман, элементы костюма, специально написан-
     ная песня, форма волонтеров и др.) Их разработка может стать отдельным поводом для
     совместного творчества и эмоционального объединения взрослых и детей.
   Ч е т в е р т а я с т а д и я предполагает непосредственно проведение коллек-
тивного творческого дела. Центральной задачей при этом является индивиду-
альное присвоение совместно сформированного опыта заботы и гражданского
отношения к окружающей жизни и себе.
   Для участников праздника нужно подготовить программу с обозначением,
что, где, когда будет происходить и в какой форме в этом можно поучаствовать.
Программа может быть распечатана, озвучена, представлена наглядно и «на-
стенно». В любом случае этапы развития праздничного действия должны быть
четко обозначены.
   Следует продумать также стимулы вовлечения в разные виды активности
разных групп участников. Для этого необходимо хорошо ориентироваться в ак-


86