Теория обучения. Борытко Н.М. - 16 стр.

UptoLike

Составители: 

ра, как и для ученика; учитель, как и ученики, предлагает свои варианты реше-
ния, ставит свои вопросы, создает свои образы; для ребят учебное взаимодейст-
вие это ощущение и понимание равенства со своим партнером по совмест-
ной познавательной деятельности.
Равенство в учебном взаимодействииэто не равенство в знании, а равные
права на
ответственность за постановку и решение своего вопроса. Гуманитар-
ные отношения в обучении задает принцип ценностно-смыслового равенства
взрослого и ребенка, их изначального равенства в праве на бесконечное позна-
ние мира (И. А. Колесникова).
Результатом установления взаимодействия людей является так называемая
организационная реальность, т.е. система особых взаимозависимостей и взаи-
мосвязей
между членами некоторой социальной целостности (общности). В
обучении такой организационной реальностью является атмосфера обучения (в
частности, атмосфера урока), которую Н. Е. Щуркова определяет как «некое
поле, в пространстве которого разворачиваются личностные события». Необхо-
димым условием результативности учебного взаимодействия выступает не про-
сто использование единого языка (терминологии изучаемой учащимся и препо-
даваемой
учителем науки), но и одинаковое понимание учебной ситуации (объ-
ективных или субъективных проблем овладения учебным материалом, мотива-
ции учения).
Достижение единого понимания ситуации и построение общей стратегии
взаимодействия возможно лишь в диалогических отношениях, когда каждый из
субъектов взаимодействия осознает потребность в точке зрения Другого, в ин-
формации. И для учителя,
и для учащегося диалог является средством деятель-
ности: для учителясредством обучающей деятельности (преподавания), для
учащегосяучебной (учения).
Диалог в обучении это взаимодействие между людьми в условиях учеб-
ной ситуации, в ходе которого происходит информационный обмен между
партнерами и регулируются отношения между ними.
По мнению С. Ю. Курганова
1
, понятие диалог применительно к обучению
можно использовать в трех смыслах:
как диалог логик, культур, способов понимания, которые не навязываются
извне, а «всплывают» в репликах учащихся и учителя, ведущих учебный диа-
логтакой подход обеспечивает выход учебного диалога на вечные проблемы
человеческого бытия, сообщает ему продуктивную неразрешимость, неполноту
и в
то же время глубинность;
как диалог голосов, особое общение между учащимися и учителем, в ко-
тором участники не просто «проявляют» те или иные грани мышления, но пре-
жде всего нащупывают свой собственный взгляд на мирособенно остро это
1
См.: Курганов, С . Ю . Ребенок и взрослый в учебном диалоге: Кн. для учителя /
С. Ю. Курганов. — М.: Просвещение, 1989. — 127 с.
16
ра, как и для ученика; учитель, как и ученики, предлагает свои варианты реше-
ния, ставит свои вопросы, создает свои образы; для ребят учебное взаимодейст-
вие — это ощущение и понимание равенства со своим партнером по совмест-
ной познавательной деятельности.
   Равенство в учебном взаимодействии — это не равенство в знании, а равные
права на ответственность за постановку и решение своего вопроса. Гуманитар-
ные отношения в обучении задает принцип ценностно-смыслового равенства
взрослого и ребенка, их изначального равенства в праве на бесконечное позна-
ние мира (И. А. Колесникова).
   Результатом установления взаимодействия людей является так называемая
организационная реальность, т.е. система особых взаимозависимостей и взаи-
мосвязей между членами некоторой социальной целостности (общности). В
обучении такой организационной реальностью является атмосфера обучения (в
частности, атмосфера урока), которую Н. Е. Щуркова определяет как «некое
поле, в пространстве которого разворачиваются личностные события». Необхо-
димым условием результативности учебного взаимодействия выступает не про-
сто использование единого языка (терминологии изучаемой учащимся и препо-
даваемой учителем науки), но и одинаковое понимание учебной ситуации (объ-
ективных или субъективных проблем овладения учебным материалом, мотива-
ции учения).
   Достижение единого понимания ситуации и построение общей стратегии
взаимодействия возможно лишь в диалогических отношениях, когда каждый из
субъектов взаимодействия осознает потребность в точке зрения Другого, в ин-
формации. И для учителя, и для учащегося диалог является средством деятель-
ности: для учителя — средством обучающей деятельности (преподавания), для
учащегося — учебной (учения).

       Диалог в обучении — это взаимодействие между людьми в условиях учеб-
       ной ситуации, в ходе которого происходит информационный обмен между
       партнерами и регулируются отношения между ними.

   По мнению С. Ю. Курганова1, понятие диалог применительно к обучению
можно использовать в трех смыслах:
    • как диалог логик, культур, способов понимания, которые не навязываются
извне, а «всплывают» в репликах учащихся и учителя, ведущих учебный диа-
лог — такой подход обеспечивает выход учебного диалога на вечные проблемы
человеческого бытия, сообщает ему продуктивную неразрешимость, неполноту
и в то же время глубинность;
    • как диалог голосов, особое общение между учащимися и учителем, в ко-
тором участники не просто «проявляют» те или иные грани мышления, но пре-
жде всего нащупывают свой собственный взгляд на мир — особенно остро это

1
    См.: К у р г а н о в , С . Ю . Ребенок и взрослый в учебном диалоге: Кн. для учителя /
    С. Ю. Курганов. — М.: Просвещение, 1989. — 127 с.

16