Теория обучения. Борытко Н.М. - 17 стр.

UptoLike

Составители: 

проявляется на уроках гуманитарного цикла, хотя может быть выявлено и на
уроках математики;
как внутренний диалог, диалог в форме внутренней речи, когда столкно-
вение логических и культурных блоков, спор и согласие, разведение и слияние
голосов постоянно сопрягается с внутренним диалогом мыслителя с самим со-
бой он представляет собой предмет психологического
исследования учеб-
ных диалогов.
В диалоге, направленном на решение учебной задачи, общая цель учения
конкретизируется в системе частных целей: уточнение условий задачи, ее дан-
ных и искомых, выяснении непонятных моментов путем получения дополни-
тельной информации, выработке и обосновании своей точки зрения, изменении
своей позиции для того, чтобы партнер ее понял,
получении его оценки, кор-
ректировки результатов решения.
Важно, что в диалогическом взаимодействии учащиеся приходят к тем или
иным убеждениям, не просто усваивая готовые знания, образцы деятельности,
предлагаемые взрослыми, — они самостоятельно вырабатывают свои убежде-
ния в столкновении и борьбе с различными и даже противоположными точками
зрения, теориями, концепциями.
В процессе достижения этих
целей учебный диалог выступает как способ
становления толерантности
1
, которая является основой гуманитарной пози-
ции:
с одной стороны, в настроенности человека на диалог проявляется его то-
лерантность как отказ от претензий на обладание истиной в последней инстан-
ции;
с другой стороны, сама процедура интерпретации какого-либо знания в
процессе диалога стимулирует дальнейшее развитие толерантности.
Поскольку толерантность, по
сути, есть личностное отношение, основанное
на понимании и принятии иной точки зрения, ситуация интерпретации знания
является для ее становления оптимальной, т.к. сама интерпретация предполага-
ет единство истолкования и объяснения этой иной точки зрения
2
.
Диалогэто особый уровень общения, на котором достигается определен-
ная свобода от стереотипов и шаблонов при восприятии «инакости».
В ряде исследований выделяются отличительные особенности диалога, ос-
нованного на принципе гуманитарности:
1
См.: Стрельцова, Е . А . Воспитание толерантности как социокультурной основы не-
насилия в молодежной среде: Учеб.-метод. пособие / Е. А. Стрельцова. — Волгоград,
2005. — С. 13.
2
Стрельцова, Е . А . Диалоговая интерпретация знания как средство воспитания толе-
рантности у студентов (на примере общепрофессиональных экономических дисциплин):
Монография / Е. А. Стрельцова; науч. ред. Н. М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК
РО, 2003. — С 54.
17
проявляется на уроках гуманитарного цикла, хотя может быть выявлено и на
уроках математики;
    • как внутренний диалог, диалог в форме внутренней речи, когда столкно-
вение логических и культурных блоков, спор и согласие, разведение и слияние
голосов постоянно сопрягается с внутренним диалогом мыслителя с самим со-
бой — он представляет собой предмет психологического исследования учеб-
ных диалогов.
   В диалоге, направленном на решение учебной задачи, общая цель учения
конкретизируется в системе частных целей: уточнение условий задачи, ее дан-
ных и искомых, выяснении непонятных моментов путем получения дополни-
тельной информации, выработке и обосновании своей точки зрения, изменении
своей позиции для того, чтобы партнер ее понял, получении его оценки, кор-
ректировки результатов решения.
   Важно, что в диалогическом взаимодействии учащиеся приходят к тем или
иным убеждениям, не просто усваивая готовые знания, образцы деятельности,
предлагаемые взрослыми, — они самостоятельно вырабатывают свои убежде-
ния в столкновении и борьбе с различными и даже противоположными точками
зрения, теориями, концепциями.
   В процессе достижения этих целей учебный диалог выступает как способ
становления толерантности1, которая является основой гуманитарной пози-
ции:
    • с одной стороны, в настроенности человека на диалог проявляется его то-
лерантность как отказ от претензий на обладание истиной в последней инстан-
ции;
    • с другой стороны, сама процедура интерпретации какого-либо знания в
процессе диалога стимулирует дальнейшее развитие толерантности.
   Поскольку толерантность, по сути, есть личностное отношение, основанное
на понимании и принятии иной точки зрения, ситуация интерпретации знания
является для ее становления оптимальной, т.к. сама интерпретация предполага-
ет единство истолкования и объяснения этой иной точки зрения2.

     Диалог — это особый уровень общения, на котором достигается определен-
     ная свобода от стереотипов и шаблонов при восприятии «инакости».

   В ряде исследований выделяются отличительные особенности диалога, ос-
нованного на принципе гуманитарности:


1
  См.: С т р е л ь ц о в а , Е . А . Воспитание толерантности как социокультурной основы не-
  насилия в молодежной среде: Учеб.-метод. пособие / Е. А. Стрельцова. — Волгоград,
  2005. — С. 13.
2
  С т р е л ь ц о в а , Е . А . Диалоговая интерпретация знания как средство воспитания толе-
  рантности у студентов (на примере общепрофессиональных экономических дисциплин):
  Монография / Е. А. Стрельцова; науч. ред. Н. М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК
  РО, 2003. — С 54.

                                                                                          17