Этическое воспитание. Борытко Н.М. - 10 стр.

UptoLike

Составители: 

всех отношениях благородная»
1
. Отечественная дореволюционная педаго-
гика дает здесь достойные примеры.
В знаменитом тихомировском букваре
2
, выдержавшем 156 изданий,
имелся специальный раздел: «Нищета. Сиротство. Сострадание», где бы-
ло, в частности, помещено стихотворение А.Н. Плещеева:
Приголубьте сироток!
Есть на свете много
Бедных и сирот:
У одних могила
Рано мать взяла,
У других нет в зиму
Теплого угла.
Если приведется
Встретить вам таких,
Вы как братьев, детки,
Приголубьте их.
В педагогической теории и массовой практике образования многократ-
но доказано, что «ответственное отношение к жизни лучше всего форми-
руется через сострадание, когда чужая беда принимается близко к сердцу,
рушится природный детский эгоизм и возникает стремление прийти на
помощь, взять на себя ответственностьза кого-то или за что-то»
(Е.
А. Ямбург).
Процесс становления этической позиции
Процесс становления позиции мажет быть представлен через описание
последовательности уровней ее сформированности. Определение уровня
сформированности этической позиции конкретного воспитанника позво-
ляет спрогнозировать его ближайшие перспективы развития, т.е. поста-
вить обоснованную воспитательную цель.
Основой для диагностики и целеполагания в этическом воспитании мо-
жет служить уровневая шкала сформированности этической позиции, в
которой выделяются следующие пять уровней ее становления: деза-
даптации (спонтанность поведения, неопределенность ценностно-
смысловых ориентиров); идентификациинеопределенная, размытая
идентичность», реактивное поведение, подчинение авторитетам); инди-
видуализации (поиск референтной группы, гармонизация отношений с
1
Ямбург Е . А . Школа для всех: Адаптивная модель: (Теоретические основы и практи-
ческая реализация). — М.: Новая школа, 1997. — С. 172
2
Тихомиров Д . И ., Тихомирова Е . Н . Букварь для совместного обучения
письму, русскому и церковнославянскому, чтению и счету (для народных школ). М., 1990
(Репринт с издания: М., 1914).
10
всех отношениях благородная»1. Отечественная дореволюционная педаго-
гика дает здесь достойные примеры.
   В знаменитом тихомировском букваре2, выдержавшем 156 изданий,
имелся специальный раздел: «Нищета. Сиротство. Сострадание», где бы-
ло, в частности, помещено стихотворение А.Н. Плещеева:
                               Приголубьте сироток!
                               Есть на свете много
                               Бедных и сирот:
                               У одних могила
                               Рано мать взяла,
                               У других нет в зиму
                               Теплого угла.
                               Если приведется
                               Встретить вам таких,
                               Вы как братьев, детки,
                               Приголубьте их.
   В педагогической теории и массовой практике образования многократ-
но доказано, что «ответственное отношение к жизни лучше всего форми-
руется через сострадание, когда чужая беда принимается близко к сердцу,
рушится природный детский эгоизм и возникает стремление прийти на
помощь, взять на себя ответственность — за кого-то или за что-то»
(Е. А. Ямбург).

            Процесс становления этической позиции
   Процесс становления позиции мажет быть представлен через описание
последовательности уровней ее сформированности. Определение уровня
сформированности этической позиции конкретного воспитанника позво-
ляет спрогнозировать его ближайшие перспективы развития, т.е. поста-
вить обоснованную воспитательную цель.

     Основой для диагностики и целеполагания в этическом воспитании мо-
     жет служить уровневая шкала сформированности этической позиции, в
     которой выделяются следующие пять уровней ее становления: деза-
     даптации (спонтанность поведения, неопределенность ценностно-
     смысловых ориентиров); идентификации («неопределенная, размытая
     идентичность», реактивное поведение, подчинение авторитетам); инди-
     видуализации (поиск референтной группы, гармонизация отношений с

1
  Я м б у р г Е . А . Школа для всех: Адаптивная модель: (Теоретические основы и практи-
  ческая реализация). — М.: Новая школа, 1997. — С. 172
2
  Т и х о м и р о в Д . И . , Т и х о м и р о в а Е . Н . Букварь для совместного обучения
  письму, русскому и церковнославянскому, чтению и счету (для народных школ). М., 1990
  (Репринт с издания: М., 1914).

10