Этическое воспитание. Борытко Н.М. - 9 стр.

UptoLike

Составители: 

мых действий, так и в форме эмоциональных переживаний (например,
«угрызений совести»).
Здесь «другой» — это не конкретный индивид или данная группа, а
обобщенный Другой (в пределе человечество, для религиозного чело-
векаБог). Совестьэто переживание человеком несоответствия соб-
ственного поступка его смысловому значению. Если «стыдно» может
быть и за другого, то «
совестно» — только за себя (и перед собой). В этом
отношении совесть выступает не только как чувство, но и как рефлексив-
ный процесс.
Духовность регулируется иным эмоциональным состоянием, его пра-
вомерно определить как сострадание эмоцию, означающую жа-
лость, сочувствие, вызываемые чужими страданиями, трудностями.
При этом в сознании индивида отражается отношение другого человека
(или социальной группы) к происходящим с ним (или с нею) событиям и
эти отношения опосредствованы совместной деятельностью, общими це-
лями, нормами и ценностями (здесь сострадание выражается как сопере-
живание).
В основе таких отношений лежит эмоциональная идентификация, когда
человек как бы ставит себя на место другого в совместной деятельности и
эта
идентификация побуждает его к собственной активности в преодоле-
нии чужих затруднений. Сострадание связано с эмпатией, пониманием
другого человека, т.е. подразумевает эмоциональное взаимопроникнове-
ние с другим человеком и формирование в этом процессе устойчивой са-
мооценки.
При этом следует особо отметить, что совесть и стыд реактивные
чувства, которые возникают в ответ
на свершившийся проступок, пере-
живания реального или мысленного нарушения внутренних или внешних
норм. Сострадание жепобудительное чувство, возникающее до дейст-
вия и являющееся внутренней причинной силой, стимулирующей добро-
детельный поступок. Именно в силу такого характера чувства сострадания
оно является вершиной этического переживания человека. Два других
чувствастыд и совестьсоставляют его
основание. Аналогично в
структуре этической позиции духовность является вершиной треугольни-
ка, в основании которого моральность и нравственность человека. В таком
понимании этическая позиция становится направленностью, вектором
становления человеческого качества индивида.
Активное отношение к жизни воспитывается именно через сострадание
и милосердие уже с ранних лет. Как пишет Е. А. Ямбург, «сделать
при-
вивку милосердия и сострадания именно в этом возрастезадача во
9
мых действий, так и в форме эмоциональных переживаний (например,
«угрызений совести»).
   Здесь «другой» — это не конкретный индивид или данная группа, а
обобщенный Другой (в пределе — человечество, для религиозного чело-
века — Бог). Совесть — это переживание человеком несоответствия соб-
ственного поступка его смысловому значению. Если «стыдно» может
быть и за другого, то «совестно» — только за себя (и перед собой). В этом
отношении совесть выступает не только как чувство, но и как рефлексив-
ный процесс.
   Духовность регулируется иным эмоциональным состоянием, его пра-
вомерно определить как с о с т р а д а н и е — эмоцию, означающую жа-
лость, сочувствие, вызываемые чужими страданиями, трудностями.
При этом в сознании индивида отражается отношение другого человека
(или социальной группы) к происходящим с ним (или с нею) событиям и
эти отношения опосредствованы совместной деятельностью, общими це-
лями, нормами и ценностями (здесь сострадание выражается как сопере-
живание).
   В основе таких отношений лежит эмоциональная идентификация, когда
человек как бы ставит себя на место другого в совместной деятельности и
эта идентификация побуждает его к собственной активности в преодоле-
нии чужих затруднений. Сострадание связано с эмпатией, пониманием
другого человека, т.е. подразумевает эмоциональное взаимопроникнове-
ние с другим человеком и формирование в этом процессе устойчивой са-
мооценки.
   При этом следует особо отметить, что совесть и стыд — реактивные
чувства, которые возникают в ответ на свершившийся проступок, пере-
живания реального или мысленного нарушения внутренних или внешних
норм. Сострадание же — побудительное чувство, возникающее до дейст-
вия и являющееся внутренней причинной силой, стимулирующей добро-
детельный поступок. Именно в силу такого характера чувства сострадания
оно является вершиной этического переживания человека. Два других
чувства — стыд и совесть — составляют его основание. Аналогично в
структуре этической позиции духовность является вершиной треугольни-
ка, в основании которого моральность и нравственность человека. В таком
понимании этическая позиция становится направленностью, вектором
становления человеческого качества индивида.
   Активное отношение к жизни воспитывается именно через сострадание
и милосердие уже с ранних лет. Как пишет Е. А. Ямбург, «сделать “при-
вивку” милосердия и сострадания именно в этом возрасте — задача во



                                                                        9