Этическое воспитание. Борытко Н.М. - 8 стр.

UptoLike

Составители: 

абсолютной погруженностью в него; переживание, в котором нет и тени
юношеской робости, когда человек воистину становится человеком,
А. Маслоу называл важнейшим способом самоактуализации.
Механизм становления этической позиции раскрывается в переживании
воспитанником эмоций стыда, совести и сострадания.
Специфика эмоций как раз в том и состоит, что они отражают
не собственно предметы и явления мира, а отношения человека, в кото-
рых эти предметы и явления находятся к его потребностям. В связи с этой
особенностью разные эмоциональные переживания отражают и стимули-
руют становление различных составляющих этической позиции. Так же,
как
через переживание значие приобретает ценностный характер, через
эмоции происходит переработка ценностей в смыслы деятельности и
жизни человека. Эмоции тот канал, по которому педагог может
проникать в ценностную и смысловую сферы воспитуемого.
Нарушение норм морали, осознание человеком несоответствия своего
поведения, принятым в данном сообществе и разделяемым им самим, тре-
бованиям морали
переживается в эмоции стыда. Стыд переживается
как неудовлетворенность собой, своим поведением, осуждение и обвине-
ние себя. Стыдэто всегда стыд перед другими, страх быть осужденным
окружающими людьми. Стыд признается как полностью социально обу-
словленная эмоция, формирующаяся в онтогенезе в ходе сознательного
усвоения этических норм и правил поведения конкретного общественного
строя
, конкретной культуры. Выражение «мне стыдно» подразумевает
обязательно кого-то другого, авторитетное лицо или группу лиц.
Стремление избежать стыда является мощным мотивом поведения, на-
правленного на самосовершенствование, приобретение знаний и умений,
на развитие способностей. Однако, действенность этой эмоции обуслов-
лена не только ценностными ориентациями человека, но и порогом чувст-
вительности к
мнениям, оценкам окружающих людей. Фокусируя внима-
ние воспитанника на собственных поступках и качествах, стыд способст-
вует развитию самосознания, самоконтроля, самокритичности и считается
самой рефлектирующей эмоцией.
В отличие от стыда, совесть представляет собой внутреннюю убе-
жденность в том, что является добром и злом, способность человека
осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулиро-
вать для
себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения
и производить самооценку совершаемых поступков. Совесть проявляется
как в форме рационального осознания нравственного значения совершае-
8
абсолютной погруженностью в него; переживание, в котором нет и тени
юношеской робости, когда человек воистину становится человеком,
А. Маслоу называл важнейшим способом самоактуализации.

    Механизм становления этической позиции раскрывается в переживании
    воспитанником эмоций стыда, совести и сострадания.

   Специфика эмоций как раз в том и состоит, что они отражают
не собственно предметы и явления мира, а отношения человека, в кото-
рых эти предметы и явления находятся к его потребностям. В связи с этой
особенностью разные эмоциональные переживания отражают и стимули-
руют становление различных составляющих этической позиции. Так же,
как через переживание значие приобретает ценностный характер, через
эмоции происходит переработка ценностей в смыслы деятельности и
жизни человека. Эмоции — тот канал, по которому педагог может
проникать в ценностную и смысловую сферы воспитуемого.
   Нарушение норм морали, осознание человеком несоответствия своего
поведения, принятым в данном сообществе и разделяемым им самим, тре-
бованиям морали переживается в эмоции с т ы д а . Стыд переживается
как неудовлетворенность собой, своим поведением, осуждение и обвине-
ние себя. Стыд — это всегда стыд перед другими, страх быть осужденным
окружающими людьми. Стыд признается как полностью социально обу-
словленная эмоция, формирующаяся в онтогенезе в ходе сознательного
усвоения этических норм и правил поведения конкретного общественного
строя, конкретной культуры. Выражение «мне стыдно» подразумевает
обязательно кого-то другого, авторитетное лицо или группу лиц.
   Стремление избежать стыда является мощным мотивом поведения, на-
правленного на самосовершенствование, приобретение знаний и умений,
на развитие способностей. Однако, действенность этой эмоции обуслов-
лена не только ценностными ориентациями человека, но и порогом чувст-
вительности к мнениям, оценкам окружающих людей. Фокусируя внима-
ние воспитанника на собственных поступках и качествах, стыд способст-
вует развитию самосознания, самоконтроля, самокритичности и считается
самой рефлектирующей эмоцией.
   В отличие от стыда, с о в е с т ь представляет собой внутреннюю убе-
жденность в том, что является добром и злом, способность человека
осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулиро-
вать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения
и производить самооценку совершаемых поступков. Совесть проявляется
как в форме рационального осознания нравственного значения совершае-


8