Этическое воспитание. Борытко Н.М. - 7 стр.

UptoLike

Составители: 

Анализ сущностных характеристик этической позиции и ее значения в
индивидуально-личностном становлении человека позволяет в качестве
основных выделить функции самопонимания (рефлексивная мыследея-
тельность субъекта, «произведение» личностного смысла), самореализа-
ции (выявление, раскрытие и опредмечивание своих сущностных сил), са-
моутверждения (осознание себя и отношение к себе через предъявление
своего «конкретного Я» другим людям
, для которых оно выступает в ка-
честве объекта), саморазвития (самосозидание человека, обеспечивающее
неповторимость и открытость его индивидуальности) и самооценки (со-
поставление потенциала, стратегии, процесса и результата своей и других
деятельности). Этическая позиция человека обеспечивает целостность
процесса его субъектного становления.
Эмоциональные переживания
в становлении этической позиции
Без эмоционального отношения невозможна внутренняя
связь человека
с миром. Эмоции, будучи явлением физиологическим, психологическим,
социальным и педагогическим, изучаются на междисциплинарном уровне.
Физиологи считают, что эмоции генетически первичны по отношению к
воле и интеллекту (В. К. Вилюнас, П. В. Симонов, К. К. Платонов,
Г. Х. Шингаров). В философских и социально-этических исследованиях
эмоции рассматриваются как компонент, обеспечивающий
единство ра-
ционального и эмоционального в процессе нравственного воспитания как
целостности (Л. М. Архангельский, В. Вичев, И. С. Кон и др.), как одна из
составляющих понятия «нравственная ценность» (М. С. Каган, И. С. Кон,
Л. Л. Титаренко), как необходимый компонент и психологический меха-
низм в процессе формирования нравственных качеств человека
(Л. М. Архангельский, М. С. Каган), как феномен межличностного обще-
ния, общественного настроения, подражания, внушения (Б. Д. Парыгин,
Б. Ф. Поршнев).
Различие моральности, нравственности и духовности отчетливо прояв-
ляется в различных формах эмоционального переживания
человека явлений действительности, непосредственно представленных в
его сознании и выступающих для него как события его собственной
жиз-
ни. Переживания представляют в индивидуальном сознании процесс вы-
бора человеком мотивов и целей его деятельности и тем самым способст-
вуют осознанию его отношений к происходящим в его жизни событиям.
Переживание как особая форма
активности позволяет человеку в кри-
тической жизненной ситуации перенести тяжелые события, обрести бла-
годаря переоценке ценностей осмысленность существования. Пережива-
ние всепоглощающее, яркое, самозабвенное, с полной концентрацией и
7
   Анализ сущностных характеристик этической позиции и ее значения в
индивидуально-личностном становлении человека позволяет в качестве
основных выделить ф у н к ц и и самопонимания (рефлексивная мыследея-
тельность субъекта, «произведение» личностного смысла), самореализа-
ции (выявление, раскрытие и опредмечивание своих сущностных сил), са-
моутверждения (осознание себя и отношение к себе через предъявление
своего «конкретного Я» другим людям, для которых оно выступает в ка-
честве объекта), саморазвития (самосозидание человека, обеспечивающее
неповторимость и открытость его индивидуальности) и самооценки (со-
поставление потенциала, стратегии, процесса и результата своей и других
деятельности). Этическая позиция человека обеспечивает целостность
процесса его субъектного становления.

                   Эмоциональные переживания
                 в становлении этической позиции
   Без эмоционального отношения невозможна внутренняя связь человека
с миром. Эмоции, будучи явлением физиологическим, психологическим,
социальным и педагогическим, изучаются на междисциплинарном уровне.
Физиологи считают, что эмоции генетически первичны по отношению к
воле и интеллекту (В. К. Вилюнас, П. В. Симонов, К. К. Платонов,
Г. Х. Шингаров). В философских и социально-этических исследованиях
эмоции рассматриваются как компонент, обеспечивающий единство ра-
ционального и эмоционального в процессе нравственного воспитания как
целостности (Л. М. Архангельский, В. Вичев, И. С. Кон и др.), как одна из
составляющих понятия «нравственная ценность» (М. С. Каган, И. С. Кон,
Л. Л. Титаренко), как необходимый компонент и психологический меха-
низм в процессе формирования нравственных качеств человека
(Л. М. Архангельский, М. С. Каган), как феномен межличностного обще-
ния, общественного настроения, подражания, внушения (Б. Д. Парыгин,
Б. Ф. Поршнев).
   Различие моральности, нравственности и духовности отчетливо прояв-
ляется в различных ф о р м а х э м о ц и о н а л ь н о г о п е р е ж и в а н и я
человека явлений действительности, непосредственно представленных в
его сознании и выступающих для него как события его собственной жиз-
ни. Переживания представляют в индивидуальном сознании процесс вы-
бора человеком мотивов и целей его деятельности и тем самым способст-
вуют осознанию его отношений к происходящим в его жизни событиям.
   Переживание как особая форма активности позволяет человеку в кри-
тической жизненной ситуации перенести тяжелые события, обрести бла-
годаря переоценке ценностей осмысленность существования. Пережива-
ние всепоглощающее, яркое, самозабвенное, с полной концентрацией и
                                                                               7