ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
циокультурным ожиданиям (который ведет себя «как должно», «как при-
нято вести себя в данной обстановке»). Результатом морального воспита-
ния является выбор соответствующего принятой норме способа поведе-
ния как форме взаимодействия с окружением.
Нравственность — ориентация на внутренне понятый смысл ве-
щей и явлений жизни. Этические учения, лежащие в русле этого направ-
ления
, раскрывают внутренние побудительные силы и регулятивы культу-
росообразного поведения человека, которые предстают как его нравствен-
ные характеристики. Поиск смысла становится центральной проблемой
нравственного воспитания, ведь как пишет В. И. Пузько (1998), обрести
смысл жизни означает «быть у себя не в гостях, а дома: в языке, в мыслях,
в чувствах, в действиях».
Самоопределение, самостановление, самореали-
зация… и прочие «само», которые определяют самоценность человека в
жизни и деятельности требуют и саморегуляции, стержнем которой явля-
ется нравственность. В этом понимании человек оценивается с точки зре-
ния его уникальности, неповторимости, что выражает индивидуальность
человека как его выделенность из окружения. Смысловая сфера человека
проявляется в характере его
общения с окружающим миром, как способе
обмена информацией и связанными с нею эмоциональными состояниями.
Духовность в этой триаде понятий определяет направленность на
ценностное взаимодействие с окружающим миром. Наличие ценностей
есть выражение небезразличия человека по отношению к миру, возни-
кающего из значимости различных сторон, аспектов мира для человека,
для его жизни.
В XX в. эти взгляды впервые стали разрабатывать
М. Шелер и Н. Гартман как «материальную» (содержательную) этику
ценностей в противовес кантовской «формальной» этике. Центральной
воспитательной проблемой здесь является проблема добра и зла, жизнен-
ной позиции и ее реализации в соответствующей деятельности. Этот под-
ход раскрывает понятие субъекта деятельности, поведения, отношений,
культуры, для
которого характерны взаимодействие со средой: обмен
влияниями, не только принятие ценностей среды, но и утверждение в ней
своих взглядов, своего значения. И это утверждение происходит через
деятельность как целесообразное изменение окружающего мира.
Этическая позиция человека предстает одновременно как позиция мо-
ральная (личностная, соответствующая внешней норме поведения),
нравственная (индивидуальная, определяемая специфической системой
смыслов) и духовная (субъектная, утверждающая ценности в деятельно-
сти).
6
циокультурным ожиданиям (который ведет себя «как должно», «как при- нято вести себя в данной обстановке»). Результатом морального воспита- ния является выбор соответствующего принятой норме способа поведе- ния как форме взаимодействия с окружением. Н р а в с т в е н н о с т ь ориентация на внутренне понятый смысл ве- щей и явлений жизни. Этические учения, лежащие в русле этого направ- ления, раскрывают внутренние побудительные силы и регулятивы культу- росообразного поведения человека, которые предстают как его нравствен- ные характеристики. Поиск смысла становится центральной проблемой нравственного воспитания, ведь как пишет В. И. Пузько (1998), обрести смысл жизни означает «быть у себя не в гостях, а дома: в языке, в мыслях, в чувствах, в действиях». Самоопределение, самостановление, самореали- зация и прочие «само», которые определяют самоценность человека в жизни и деятельности требуют и саморегуляции, стержнем которой явля- ется нравственность. В этом понимании человек оценивается с точки зре- ния его уникальности, неповторимости, что выражает индивидуальность человека как его выделенность из окружения. Смысловая сфера человека проявляется в характере его общения с окружающим миром, как способе обмена информацией и связанными с нею эмоциональными состояниями. Д у х о в н о с т ь в этой триаде понятий определяет направленность на ценностное взаимодействие с окружающим миром. Наличие ценностей есть выражение небезразличия человека по отношению к миру, возни- кающего из значимости различных сторон, аспектов мира для человека, для его жизни. В XX в. эти взгляды впервые стали разрабатывать М. Шелер и Н. Гартман как «материальную» (содержательную) этику ценностей в противовес кантовской «формальной» этике. Центральной воспитательной проблемой здесь является проблема добра и зла, жизнен- ной позиции и ее реализации в соответствующей деятельности. Этот под- ход раскрывает понятие субъекта деятельности, поведения, отношений, культуры, для которого характерны взаимодействие со средой: обмен влияниями, не только принятие ценностей среды, но и утверждение в ней своих взглядов, своего значения. И это утверждение происходит через деятельность как целесообразное изменение окружающего мира. Этическая позиция человека предстает одновременно как позиция мо- ральная (личностная, соответствующая внешней норме поведения), нравственная (индивидуальная, определяемая специфической системой смыслов) и духовная (субъектная, утверждающая ценности в деятельно- сти). 6
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- …
- следующая ›
- последняя »