Этическое воспитание. Борытко Н.М. - 4 стр.

UptoLike

Составители: 

свойства, его развитие зависят от совокупности его отношений к окру-
жающему мира. Сами свойства человека проявляются только в его отно-
шениях к другим людям, вещам и процессам.
Развитие человека приводит к изменению его отношений с окружени-
ем, к исчезновению одних и возникновению других отношений. С другой
стороны, изменение совокупности отношений, в
которой существует дан-
ный человек, может привести к его изменению. Человек вступает в отно-
шения с созданными им вещами, объективным миром и с другими людь-
ми. В результате в освоенном им мире он созерцает самого себя и начина-
ет относиться к самому себе как человек (обладает самосознанием), лишь
относясь к
другому человеку как к себе подобному.
В психологии отношение представляет собой, прежде всего, интерио-
ризованный опыт взаимоотношений человека с другими людьми в усло-
виях социального окружения. Все составляющие психической организа-
ции человекаот самых низших до высших ее подструктурсвязыва-
ются так или иначе с отношениями, причем этическое воспитание предпо-
лагает
«окультуривание» этих отношений, возвышение их как результата
собственной человеческой деятельности, дополняющей его внешнюю и
внутреннюю природу. Положительный или отрицательный опыт взаимо-
отношений с людьми стимулирует становление и соответствующей сис-
темы внутренних отношений человека.
Интеграция доминирующих субъективно-оценочных, сознательно изби-
рательных внутренних отношений человека к действительности понима-
ется как позиция.
Позиция рассматривается как ядро человека, выступает не только усло-
вием его развития, но и важным показателем зрелости. Она определяет
характер переживаний человека, особенности восприятия действительно-
сти, характер поведенческих реакций на внешние воздействия.
Бытие как предмет этического воспитания
Э. Фромм указывает на две кардинально противоположные жизненные
позиции всех живущих на земле: позиция
«иметь» и позиция «быть». Пер-
вая означает сведение смысла жизни к потреблению: «Я есть то, чем я об-
ладаю». Вторая заключается в самом проживании взаимодействия с ми-
ром: «Я есть то, что со мной происходит». При первой человек центриру-
ется на средствах существования, при второйна содержании жизни как
бытия.
Традиционно воспитание рассматривается с позиций обладания: обще-
стваличностью, личностисоциальными и культурными ценностями,
4
свойства, его развитие зависят от совокупности его отношений к окру-
жающему мира. Сами свойства человека проявляются только в его отно-
шениях к другим людям, вещам и процессам.
   Развитие человека приводит к изменению его отношений с окружени-
ем, к исчезновению одних и возникновению других отношений. С другой
стороны, изменение совокупности отношений, в которой существует дан-
ный человек, может привести к его изменению. Человек вступает в отно-
шения с созданными им вещами, объективным миром и с другими людь-
ми. В результате в освоенном им мире он созерцает самого себя и начина-
ет относиться к самому себе как человек (обладает самосознанием), лишь
относясь к другому человеку как к себе подобному.
   В психологии отношение представляет собой, прежде всего, интерио-
ризованный опыт взаимоотношений человека с другими людьми в усло-
виях социального окружения. Все составляющие психической организа-
ции человека — от самых низших до высших ее подструктур — связыва-
ются так или иначе с отношениями, причем этическое воспитание предпо-
лагает «окультуривание» этих отношений, возвышение их как результата
собственной человеческой деятельности, дополняющей его внешнюю и
внутреннюю природу. Положительный или отрицательный опыт взаимо-
отношений с людьми стимулирует становление и соответствующей сис-
темы внутренних отношений человека.

    Интеграция доминирующих субъективно-оценочных, сознательно изби-
    рательных внутренних отношений человека к действительности понима-
    ется как п о з и ц и я .

   Позиция рассматривается как ядро человека, выступает не только усло-
вием его развития, но и важным показателем зрелости. Она определяет
характер переживаний человека, особенности восприятия действительно-
сти, характер поведенческих реакций на внешние воздействия.

            Бытие как предмет этического воспитания
   Э. Фромм указывает на две кардинально противоположные жизненные
позиции всех живущих на земле: позиция «иметь» и позиция «быть». Пер-
вая означает сведение смысла жизни к потреблению: «Я есть то, чем я об-
ладаю». Вторая заключается в самом проживании взаимодействия с ми-
ром: «Я есть то, что со мной происходит». При первой человек центриру-
ется на средствах существования, при второй — на содержании жизни как
бытия.
   Традиционно воспитание рассматривается с позиций обладания: обще-
ства — личностью, личности — социальными и культурными ценностями,

4