Этическое воспитание. Борытко Н.М. - 15 стр.

UptoLike

Составители: 

В педагогическом сопровождении воспитатель ориентируется на смы-
словое постижение мира воспитанником, в качестве опоры использует со-
весть как нравственное чувство.
Консультирование и опосредованная (через создание условий, «ориен-
тационного поля развития») помощь характерные для стратегии педа-
гогического сопровождения методы, которые подчеркивают самостоя-
тельность воспитанника в принятии решения и его ответственность за по
-
следствия. При этом к особенностям сопровождающей помощи относятся
также, мультидисциплинарность (комплексный подход) и непрерывность.
Таким образом, сопровождение отличается от поддержки своей непре-
рывностью, комплексным характером и опосредованностью (в некоторых
случаях даженарочитой отстраненностью) оказываемой помощи. Под-
держка же эпизодична, адресна (направлена на преодоление конкретных
затруднений) и предполагает бóльшую инициативу
педагога в оказании
помощи. Обе эти стратегии воспитательной деятельности (поддержка и
сопровождение) характеризуются приоритетом интересов воспитанника
доверительностью взаимодействия педагога и воспитанника, оптимизмом,
позитивной оценкой достижений воспитанника, диалогичностью обще-
ния, созданием ситуаций успеха самопонимании, самореализации, само-
презентации, самоутверждении, возвышением достоинства воспитанника,
повышением его статуса, значимости его личных «вкладов» в решение
общих задач
. Руководство, как уже отмечено выше, целесообразно при-
менять лишь в экстренных случаях, поскольку длительное привержен-
ность педагога данной стратегии может привести к потере инициативно
сти воспитанником.
Стратегия этического воспитания
Пространство этического воспитания в трехаспектном понимании эти-
ки как морали, нравственности и духовности мы можем представить как
систему трех полей: моральных
норм, духовных ценностей и нравствен-
ных смыслов (см. рис. 1). Принцип вложенности здесь соблюдается не
полностью, поскольку не все духовные ценности берутся из поля мораль-
ных норм и, соответственно, не все нравственные смыслы попадают в по-
ле духовных ценностей.
Понять категорию смысла можно лишь в контексте субъектности инди-
вида в социуме, который
«предъявляет» ему моральные нормы. Эти нор-
мы приобретает нравственный смысл лишь благодаря активной деятель-
ности человеческого сознания. Ценности, значения, нормы, знания можно
передать; смыслы лишь предъявить. Они не могут быть усвоены, они
могут быть лишь выработаны, открыты, обнаружены в результате поиска,
15
   В педагогическом сопровождении воспитатель ориентируется на смы-
словое постижение мира воспитанником, в качестве опоры использует со-
весть как нравственное чувство.
   Консультирование и опосредованная (через создание условий, «ориен-
тационного поля развития») помощь — характерные для стратегии педа-
гогического сопровождения методы, которые подчеркивают самостоя-
тельность воспитанника в принятии решения и его ответственность за по-
следствия. При этом к особенностям сопровождающей помощи относятся
также, мультидисциплинарность (комплексный подход) и непрерывность.
   Таким образом, сопровождение отличается от поддержки своей непре-
рывностью, комплексным характером и опосредованностью (в некоторых
случаях даже — нарочитой отстраненностью) оказываемой помощи. Под-
держка же эпизодична, адресна (направлена на преодоление конкретных
затруднений) и предполагает бóльшую инициативу педагога в оказании
помощи. Обе эти стратегии воспитательной деятельности (поддержка и
сопровождение) характеризуются приоритетом интересов воспитанника
доверительностью взаимодействия педагога и воспитанника, оптимизмом,
позитивной оценкой достижений воспитанника, диалогичностью обще-
ния, созданием ситуаций успеха самопонимании, самореализации, само-
презентации, самоутверждении, возвышением достоинства воспитанника,
повышением его статуса, значимости его личных «вкладов» в решение
общих задач. Руководство, как уже отмечено выше, целесообразно при-
менять лишь в экстренных случаях, поскольку длительное привержен-
ность педагога данной стратегии может привести к потере инициативно
   сти воспитанником.

                 Стратегия этического воспитания
   Пространство этического воспитания в трехаспектном понимании эти-
ки как морали, нравственности и духовности мы можем представить как
систему трех полей: моральных норм, духовных ценностей и нравствен-
ных смыслов (см. рис. 1). Принцип вложенности здесь соблюдается не
полностью, поскольку не все духовные ценности берутся из поля мораль-
ных норм и, соответственно, не все нравственные смыслы попадают в по-
ле духовных ценностей.
   Понять категорию смысла можно лишь в контексте субъектности инди-
вида в социуме, который «предъявляет» ему моральные нормы. Эти нор-
мы приобретает нравственный смысл лишь благодаря активной деятель-
ности человеческого сознания. Ценности, значения, нормы, знания можно
передать; смыслы — лишь предъявить. Они не могут быть усвоены, они
могут быть лишь выработаны, открыты, обнаружены в результате поиска,

                                                                    15