Этическое воспитание. Борытко Н.М. - 16 стр.

UptoLike

Составители: 

как следствие внутренней работы, бла-
годаря собственным нравственным искани-
ям, активности индивида. В этом отноше-
нии интересно семантическое сопоставле-
ние слов «осмыслить» и «осознать»: если
первое имеет значение «принять» (рис. 2)
то второе «выработать собственное от-
ношение» (см. рис. 3). Первый путь пред-
полагает в качестве механизма принятия
переживание, второй диалог как способ
осознания. Об эмоциональных пережива-
ниях, чувствах говорилось выше. Здесь же
следует остановиться на категории диалога.
Рис. 1. Полевая модель
пространства этического
воспитания
Рис. 2. Традиционная парадигма
воспитания: логика осмысления
Рис. 3. Гуманитарная парадигма:
путь осознания
Диалог [от греч. dia, diasчерез, меж-
ду, поперек, сквозь, среди; в течение; по-
средством, с помощью и logos слово,
учение] одновременно обозначает следую-
щие два процесса:
вербализацию смыслов, имеющих
эмоционально-образный характер, оформ-
ление их
в ценности; ведь смыслы, состав-
ляя основание человеческого существова-
ния, изменчивы и непостоянны, а ценности
стабилизируют деятельность, поведение и
общение человека в обществе;
взаимодействие со значимыми Дру-
гими, не только самореализацию, но и вы-
бор ценностей, основанных на действи-
тельных нуждах, выявлении собственной
идентичности, встречах с Другими. «Суще-
ствовать значит
со-существовать». Только
познав Другого сам можешь определить
собственную принадлежность.
«Трудные поиски глубинного смысла
жизни, желание самореализоваться, соот-
носящиеся с волей к со-реализации ос-
нова, на которой можно строить справед-
ливое общество, где не будет места идее
войны, препятствующей искренней встрече
людей», — пишет К. Миникелло (1996).
16
                                      как следствие внутренней работы, бла-
                                   годаря собственным нравственным искани-
                                   ям, активности индивида. В этом отноше-
                                   нии интересно семантическое сопоставле-
                                   ние слов «осмыслить» и «осознать»: если
                                   первое имеет значение «принять» (рис. 2)
                                   то второе — «выработать собственное от-
                                   ношение» (см. рис. 3). Первый путь пред-
                                   полагает в качестве механизма принятия
                                   переживание, второй — диалог как способ
     Рис. 1. Полевая модель        осознания. Об эмоциональных пережива-
     пространства этического       ниях, чувствах говорилось выше. Здесь же
           воспитания
                                   следует остановиться на категории диалога.
                                      Диалог [от греч. dia, dias — через, меж-
                                   ду, поперек, сквозь, среди; в течение; по-
                                   средством, с помощью и logos — слово,
                                   учение] одновременно обозначает следую-
                                   щие два процесса:
                                      � вербализацию смыслов, имеющих
                                   эмоционально-образный характер, оформ-
                                   ление их в ценности; ведь смыслы, состав-
                                   ляя основание человеческого существова-
                                   ния, изменчивы и непостоянны, а ценности
                                   стабилизируют деятельность, поведение и
 Рис. 2. Традиционная парадигма
 воспитания: логика осмысления     общение человека в обществе;
                                      � взаимодействие со значимыми Дру-
                                   гими, не только самореализацию, но и вы-
                                   бор ценностей, основанных на действи-
                                   тельных нуждах, выявлении собственной
                                   идентичности, встречах с Другими. «Суще-
                                   ствовать значит со-существовать». Только
                                   познав Другого сам можешь определить
                                   собственную принадлежность.
                                      «Трудные поиски глубинного смысла
                                   жизни, желание самореализоваться, соот-
                                   носящиеся с волей к со-реализации — ос-
                                   нова, на которой можно строить справед-
                                   ливое общество, где не будет места идее
 Рис. 3. Гуманитарная парадигма:
          путь осознания           войны, препятствующей искренней встрече
                                   людей», — пишет К. Миникелло (1996).
16