ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
ждого человека своевременного выявления и развития его способностей.
Многое зависит от самого индивида, решающего быть ему субъектом раз-
вития или объектом формирования: «Я слышу голос, но только
мне решать, является ли он гласом ангела» (Ж.-П. Сартр).
В современной педагогике все более значимой становится задача воспи-
тания человека, способного к самоопределению и конструированию сво-
его жизненного пути в потоке социально-экономических и культурных
перемен, которые зачастую воспринимаются как хаотичные и лишенные
внутренней логики.
Термин «самоопределение» используется в психологии, социологии,
педагогике для обозначения процесса взросления человека, ориентации
его в мире ценностей, формирования жизненной перспективы, жизненных
планов, в связи с процессом определения человеком своего места, назна-
чения, отношения к миру, обществу, где осуществляется переход возмож-
ности в действительность.
Самоопределение понимается как способность человека строить жизнь
в
соответствии со своей индивидуальностью, как способ взаимодействия
человека и общества, как готовность к рациональной организации време-
ни, как способность к саморегуляции и т.д. По сути, речь идет о выборе
того или иного
образа жизни человека, о выборе того контекста, того со-
циокультурного пространства, в котором человек хочет «строить себя,
свою индивидуальную историю».
В отношении этического воспитания особенно важным представляется
вывод исследователей о том, что понятие самоопределения предполагает
принятие некоторых
пределов, относительно которых или в которых са-
моопределение происходит: запретов, ограничений, норм и правил вы-
полнения определенной деятельности (норм педагогической или меди-
цинской деонтологии, например). В связи с этим для этического воспита-
ния особенно важными являются исследования феноменов аскетизма, са-
моограничения, самоотречения как способа корректировки ценностных
ориентаций.
Этическое самоопределение человека как
процесс и результат выбора им
собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных
обстоятельствах бытия; основной механизм обретения и проявления че-
ловеком внутренней свободы становится основным механизмом станов-
ления этической позиции субъекта.
Суть процесса самоопределения состоит в актах выявления и утвер-
ждения индивидуальной позиции в проблемных ситуациях, когда человек
18
ждого человека своевременного выявления и развития его способностей. Многое зависит от самого индивида, решающего быть ему субъектом раз- вития или объектом формирования: «Я слышу голос, но только мне решать, является ли он гласом ангела» (Ж.-П. Сартр). В современной педагогике все более значимой становится задача воспи- тания человека, способного к самоопределению и конструированию сво- его жизненного пути в потоке социально-экономических и культурных перемен, которые зачастую воспринимаются как хаотичные и лишенные внутренней логики. Термин «самоопределение» используется в психологии, социологии, педагогике для обозначения процесса взросления человека, ориентации его в мире ценностей, формирования жизненной перспективы, жизненных планов, в связи с процессом определения человеком своего места, назна- чения, отношения к миру, обществу, где осуществляется переход возмож- ности в действительность. Самоопределение понимается как способность человека строить жизнь в соответствии со своей индивидуальностью, как способ взаимодействия человека и общества, как готовность к рациональной организации време- ни, как способность к саморегуляции и т.д. По сути, речь идет о выборе того или иного образа жизни человека, о выборе того контекста, того со- циокультурного пространства, в котором человек хочет «строить себя, свою индивидуальную историю». В отношении этического воспитания особенно важным представляется вывод исследователей о том, что понятие самоопределения предполагает принятие некоторых пределов, относительно которых или в которых са- моопределение происходит: запретов, ограничений, норм и правил вы- полнения определенной деятельности (норм педагогической или меди- цинской деонтологии, например). В связи с этим для этического воспита- ния особенно важными являются исследования феноменов аскетизма, са- моограничения, самоотречения как способа корректировки ценностных ориентаций. Этическое самоопределение человека как процесс и результат выбора им собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах бытия; основной механизм обретения и проявления че- ловеком внутренней свободы становится основным механизмом станов- ления этической позиции субъекта. Суть процесса самоопределения состоит в актах выявления и утвер- ждения индивидуальной позиции в проблемных ситуациях, когда человек 18
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 16
- 17
- 18
- 19
- 20
- …
- следующая ›
- последняя »