Этическое воспитание. Борытко Н.М. - 17 стр.

UptoLike

Составители: 

Так традиционная парадигма воспитания, основанного на принятии мо-
ральных норм через их эмоциональное переживание, осмысление, допол-
няется гуманитарными представлениями об осознании себя, своих нравст-
венных чувств и смыслов существования в процессе диалога. Такой под-
ход, логика воспитания как гуманитарной образовательной практики, по-
зволяет воспитаннику стать самим собой, прожить свою жизнь, «избег
-
нуть участи тех, которые всю жизнь прожили, а себя в ней не нашли»
(Ф. М. Достоевский).
Осмысливая (т. е. наделяя собственными смыслами) нормы и ценности,
человек приобретает свою качественную определенность, неповтори-
мость, устойчивость. Осознавая (т.е. формулируя свои смыслы в ценно-
сти, и предъявляя их миру и утверждая их объективное
значение), человек
формирует свою субъектность: «Истина в том, что я нашел себя, я иден-
тичен, тождественен самому себе».
В этой логике этическое воспитаниепрежде всего «работа со смыс-
лами, ценностями, системой отношений человека, с его эмоционально-
волевой и рефлексивной сферами, с тем, что позволяет ребенку, подрост-
ку, молодому человеку, взрослому
осознавать, оценивать и усовершенст-
вовать себя как главный фактор, обусловливающий качество собственного
бытия, делая при этом основным критерием деяний совесть»
(И. А. Колесникова, 1999).
Задача воспитателя сводится к обнаружению, извлечению, раскрытию,
прочтению смысла, или истолкованию, интерпретации его.
Интерпретация выступает в качестве средства, раскрытия смысла или
придания смысла. Раскрытие, обнаружение смысла имеет место тогда, ко-
гда воспитатель исходит из признания наличия смысла в тех или иных
проявлениях жизни воспитанника и пытается этот смысл обнаружить. Это
означает, что он пытается понять эти жизненные проявления, исходя из
них самих.
Этическое самоопределение
как механизм становления
позиции
Современная социальная ситуация с одной стороны поглощает самость,
а с другойтолкает человека к утверждению своей самости, к самоопре-
делению. Максимально широкий доступ к знаниям, к росту квалифика-
ции, к удовлетворению образовательных интересов и потребностей в са-
мообразовании, несомненное увеличение состязательности во всех сферах
жизни, обновление
мировоззрения, идеологии, плюрализм требуют от ка-
17
Так традиционная парадигма воспитания, основанного на принятии мо-
ральных норм через их эмоциональное переживание, осмысление, допол-
няется гуманитарными представлениями об осознании себя, своих нравст-
венных чувств и смыслов существования в процессе диалога. Такой под-
ход, логика воспитания как гуманитарной образовательной практики, по-
зволяет воспитаннику стать самим собой, прожить свою жизнь, «избег-
нуть участи тех, которые всю жизнь прожили, а себя в ней не нашли»
(Ф. М. Достоевский).
   Осмысливая (т. е. наделяя собственными смыслами) нормы и ценности,
человек приобретает свою качественную определенность, неповтори-
мость, устойчивость. Осознавая (т.е. формулируя свои смыслы в ценно-
сти, и предъявляя их миру и утверждая их объективное значение), человек
формирует свою субъектность: «Истина в том, что я нашел себя, я иден-
тичен, тождественен самому себе».
   В этой логике этическое воспитание — прежде всего «работа со смыс-
лами, ценностями, системой отношений человека, с его эмоционально-
волевой и рефлексивной сферами, с тем, что позволяет ребенку, подрост-
ку, молодому человеку, взрослому осознавать, оценивать и усовершенст-
вовать себя как главный фактор, обусловливающий качество собственного
бытия, делая при этом основным критерием деяний совесть»
(И. А. Колесникова, 1999).

  Задача воспитателя сводится к обнаружению, извлечению, раскрытию,
  прочтению смысла, или истолкованию, интерпретации его.

   Интерпретация выступает в качестве средства, раскрытия смысла или
придания смысла. Раскрытие, обнаружение смысла имеет место тогда, ко-
гда воспитатель исходит из признания наличия смысла в тех или иных
проявлениях жизни воспитанника и пытается этот смысл обнаружить. Это
означает, что он пытается понять эти жизненные проявления, исходя из
них самих.

     Этическое самоопределение как механизм становления
                               позиции
   Современная социальная ситуация с одной стороны поглощает самость,
а с другой — толкает человека к утверждению своей самости, к самоопре-
делению. Максимально широкий доступ к знаниям, к росту квалифика-
ции, к удовлетворению образовательных интересов и потребностей в са-
мообразовании, несомненное увеличение состязательности во всех сферах
жизни, обновление мировоззрения, идеологии, плюрализм требуют от ка-

                                                                     17