Этическое воспитание. Борытко Н.М. - 27 стр.

UptoLike

Составители: 

Технологизация этического воспитания
Воспитательная технология понимается пониматься как законосооб-
разная деятельность, приводящая к законосообразному результату. Само-
определение как механизм становления этической позиции, очевидно, не-
возможно без свободы, которая является показателем постоянного са-
мосовершенствования человека. Как сущностная характеристика челове-
ческого бытия свобода отражает динамику само-развития, само-
определения, само-познания, само-осуществления
и т.п. Свобода как
«внутренний момент самоопределения, верность себе»
(С. Л. Рубинштейн), самодетерминация, обусловленность поведения и
деятельности в большей мере внутренними факторами, чем внешними ус-
ловиямицентральная характеристика человеческого бытия.
Многогранное понятие «свобода» предполагает и понятие «необ-
ходимость», выражающее меру удовлетворения интересов и желаний че-
ловека, обусловленных его
потребностями. Как пишет В. Франкл, «чело-
веческая свобода это несвобода от”, асвобода для” — свобода для
того, чтобы принимать ответственность». Вторым показателем свободы в
таком случае оказывается степень активной деятельности, т.е. то, в какой
степени поведение отличается от типа реактивного поведения, имеющего
характер приспособления. Активность, высший ее уровень творчест
-
восущностное свойство человека.
Позиция автономии и самоутверждения означает право человека дикто-
вать свой собственный нравственный закон, следовательно, автономия
индивида представляет собой систему выработанных им самим для себя
нравственных смыслов и духовных ценностей, согласующихся с норма-
ми морали.
Сформированность внутреннего субъектного пространства саморазви-
тия человека, как его способность к сопротивлению «давлению жизни»,
«репрессивности культуры» и «репрессивности социума», проявляется как
достоинство человека. Достоинство человека в истории культуры
понималось как способность к поступку, совершение поступка как ис-
полнения должного.
Достоинство это в первую очередь осознание индивидом своей ду-
ховной, культурной
и социальной ценности. На этом основаны его требо-
вательность к себе, представления о достойном поведении. Понимание
достоинства человека как самоутверждения и самовыражения напрямую
относит его к сфере субъектности.
27
             Технологизация этического воспитания
   Воспитательная технология понимается пониматься как законосооб-
разная деятельность, приводящая к законосообразному результату. Само-
определение как механизм становления этической позиции, очевидно, не-
возможно без с в о б о д ы , которая является показателем постоянного са-
мосовершенствования человека. Как сущностная характеристика челове-
ческого бытия свобода отражает динамику само-развития, само-
определения, само-познания, само-осуществления и т.п. Свобода как
«внутренний       момент        самоопределения,       верность    себе»
(С. Л. Рубинштейн), самодетерминация, обусловленность поведения и
деятельности в большей мере внутренними факторами, чем внешними ус-
ловиями — центральная характеристика человеческого бытия.
   Многогранное понятие «свобода» предполагает и понятие «необ-
ходимость», выражающее меру удовлетворения интересов и желаний че-
ловека, обусловленных его потребностями. Как пишет В. Франкл, «чело-
веческая свобода — это не “свобода от”, а “свобода для” — свобода для
того, чтобы принимать ответственность». Вторым показателем свободы в
таком случае оказывается степень активной деятельности, т.е. то, в какой
степени поведение отличается от типа реактивного поведения, имеющего
характер приспособления. Активность, высший ее уровень — творчест-
во — сущностное свойство человека.

  Позиция автономии и самоутверждения означает право человека дикто-
  вать свой собственный нравственный закон, следовательно, автономия
  индивида представляет собой систему выработанных им самим для себя
  нравственных смыслов и духовных ценностей, согласующихся с норма-
  ми морали.

   Сформированность внутреннего субъектного пространства саморазви-
тия человека, как его способность к сопротивлению «давлению жизни»,
«репрессивности культуры» и «репрессивности социума», проявляется как
д о с т о и н с т в о человека. Достоинство человека в истории культуры
понималось как способность к поступку, совершение поступка как ис-
полнения должного.
   Достоинство — это в первую очередь осознание индивидом своей ду-
ховной, культурной и социальной ценности. На этом основаны его требо-
вательность к себе, представления о достойном поведении. Понимание
достоинства человека как самоутверждения и самовыражения напрямую
относит его к сфере субъектности.



                                                                       27