Юридико-психологические аспекты правового института компенсации морального вреда. Будякова Т.П. - 13 стр.

UptoLike

Составители: 

13
перевоплотились, что «уже были не в состояния ясно отличать
ролевую игру от собственного Я. Драматические изменения
наблюдались почти во всех аспектах их поведения, образе мыслей и
чувствах»
1
. Испытуемые, выполнявшие роли охранников получали
удовольствие от проявления жестокости, от унижения человеческого
достоинства своих однокурсников, выполнявших роли
«заключенных», реально испытавших сильные страдания от своего
унижения.
Другой пример можно взять из книги А. Минделла «Лидер как
мастер единоборства». Разрабатывая технологии выхода из
конфликтов, он в тренинговых группах создавал реальные
конфликтные ситуации
, например, порождал конфликт посредством
постановки проблемы меньшинства в данной группе. Эксперимент
проходил так эмоционально напряженно, что его участники
переставали разговаривать друг с другом, и даже после разрешения
конфликта часть людей оставалась недовольной произошедшим. Сам
А. Минделл так описывает ситуацию конкретного эксперимента:
«Страсти накалились до предела. Так, пожалуй, дойдет и до
смертоубийства»
2
, то есть сам экспериментатор сознает, что в ходе
эксперимента люди доводятся до аффективного состояния.
Провокация конфликтных ситуаций, в которых люди начинают
реально ненавидеть друг друга, готовы унизить достоинство другой
стороны, недопустима не только с этической, но с правовой точки
зрения. Можно добавить, что в современной реальной жизни
достаточно и естественно
возникающих конфликтов, чтобы именно
они стали предметом изучения социального психолога, социолога или
политолога, и не следует перегружать отношения людей еще и
искусственно вызванными межличностными столкновениями. Ведь
даже экспериментально вызванный конфликт наносит не мнимый, а
реальный серьезный моральный ущерб его участникам. Можно
согласиться с мнением Э. Аронсона, который по этому поводу сказал
следующее: «Необходимо исключить процедуры, вызывающие
сильные болевые ощущения или сильный дискомфорт. Если
экспериментаторы проявят достаточное хитроумие и
осмотрительность, им обычно удается проверить свои гипотезы без
применения крайних средств. Хотя менее интенсивная процедура дает
обычно менее ясные результаты, экспериментаторы должны сделать
выбор и пожертвовать некоторой ясностью в интересах бережного
отношения к
испытуемым»
3
.
1
Аронсон Э. Общественное животное. СПб.: Питер, 1999. C. 35.
2
Минделл А. Лидер как мастер единоборства /Введение в психологию демократии/ Часть 1.
М., 1993. С. 49
3
Аронсон Э. Указ. соч. C. 439.
                                               13

перевоплотились, что «уже были не в состояния ясно отличать
ролевую игру от собственного Я. Драматические изменения
наблюдались почти во всех аспектах их поведения, образе мыслей и
чувствах»1. Испытуемые, выполнявшие роли охранников получали
удовольствие от проявления жестокости, от унижения человеческого
достоинства     своих    однокурсников,     выполнявших      роли
«заключенных», реально испытавших сильные страдания от своего
унижения.
      Другой пример можно взять из книги А. Минделла «Лидер как
мастер единоборства». Разрабатывая технологии выхода из
конфликтов, он в тренинговых         группах создавал реальные
конфликтные ситуации, например, порождал конфликт посредством
постановки проблемы меньшинства в данной группе. Эксперимент
проходил так эмоционально напряженно, что его участники
переставали разговаривать друг с другом, и даже после разрешения
конфликта часть людей оставалась недовольной произошедшим. Сам
А. Минделл так описывает ситуацию конкретного эксперимента:
«Страсти накалились до предела. Так, пожалуй, дойдет и до
смертоубийства»2, то есть сам экспериментатор сознает, что в ходе
эксперимента люди доводятся до аффективного состояния.
      Провокация конфликтных ситуаций, в которых люди начинают
реально ненавидеть друг друга, готовы унизить достоинство другой
стороны, недопустима не только с этической, но с правовой точки
зрения. Можно добавить, что в современной реальной жизни
достаточно и естественно возникающих конфликтов, чтобы именно
они стали предметом изучения социального психолога, социолога или
политолога, и не следует перегружать отношения людей еще и
искусственно вызванными межличностными столкновениями. Ведь
даже экспериментально вызванный конфликт наносит не мнимый, а
реальный серьезный моральный ущерб его участникам. Можно
согласиться с мнением Э. Аронсона, который по этому поводу сказал
следующее: «Необходимо исключить процедуры, вызывающие
сильные болевые ощущения или сильный дискомфорт. Если
экспериментаторы      проявят     достаточное    хитроумие      и
осмотрительность, им обычно удается проверить свои гипотезы без
применения крайних средств. Хотя менее интенсивная процедура дает
обычно менее ясные результаты, экспериментаторы должны сделать
выбор и пожертвовать некоторой ясностью в интересах бережного
отношения к испытуемым»3.

   1
      Аронсон Э. Общественное животное. СПб.: Питер, 1999. C. 35.
   2
      Минделл А. Лидер как мастер единоборства /Введение в психологию демократии/ Часть 1.
М., 1993. С. 49
    3
      Аронсон Э. Указ. соч. C. 439.