Юридико-психологические аспекты правового института компенсации морального вреда. Будякова Т.П. - 14 стр.

UptoLike

Составители: 

14
Честь и достоинство испытуемых может быть ущемлено и без
нарушения закона, но с нарушением норм этики. Так, в
констатирующих и формирующих экспериментах в рамках научных
исследований часто применяются техники социально-
психологического тренинга. Отдельные задания таких тренингов
несколько сомнительны с позиций этики.
Закон предполагает компенсацию только неправомерно
нанесенного морального вреда. Если
же такой вред нанесен
правомерно, то юридическая ответственность не наступает. В
рассматриваемых ниже тренинговых упражнениях испытуемому в
корректной форме говорят об имеющихся у него недостатках (то есть
не оскорбляют и не оговаривают его, что было бы противозаконно) и,
хотя ему и неприятно, это не запрещено законом. Вместе с тем,
основания
для компенсации морального вреда здесь возникают.
Например, честь и достоинство испытуемого в тренинге
«Отверженный»
1
умаляется правомерно, так как участники тренинга
описывают испытуемому реальные причины, по которым он может
быть отвергнут группой. Но сам фактор публичности такого
оценивания в форме осуждения существенно увеличивает степень
морального вреда, хотя и причиняемого правомерно. В истории права
не случайно все позорящие наказания имели публичный характер,
например должника сажали в «
долговую яму», где каждый мог его
видеть. В настоящее время позорящие наказания в международном
праве отменены. Исповедь и наставления исповедующемуся
священника также не носят публичного характера. Публичное
покаяние в христианской религии допускается только по воле
кающегося. То есть сама техника подобного тренинга противоречит
этическим установкам как христианства, так и нравственным
правилам
, принятым в светском обществе. Психологическим
последствием может стать психологическая травма. Поэтому имея
даже согласие испытуемого на такое тренинговое упражнение,
руководитель тренинга может нести ответственность за причинение
морального вреда, поскольку испытуемый самостоятельно не может
предположить последствия своего участия в тренинге, так как не
является специалистом-психологом.
Аналогичные этико-правовые проблемы возникают
и при
проведении тренингового упражнения «Горячий стул», когда всем
участникам предлагают высказываться по поводу человека, сидящего
на «горячем стуле» в следующей форме: «Когда ты делаешь и
говоришь то-то и то-то или ведешь себя так-то, у меня возникают
1
Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе. М.: Эксмо-Пресс, 2001.
С.177-178.
                                             14

      Честь и достоинство испытуемых может быть ущемлено и без
нарушения закона, но с нарушением норм этики. Так, в
констатирующих и формирующих экспериментах в рамках научных
исследований     часто     применяются      техники    социально-
психологического тренинга. Отдельные задания таких тренингов
несколько сомнительны с позиций этики.
      Закон предполагает компенсацию только неправомерно
нанесенного морального вреда. Если же такой вред нанесен
правомерно, то юридическая ответственность не наступает. В
рассматриваемых ниже тренинговых упражнениях испытуемому в
корректной форме говорят об имеющихся у него недостатках (то есть
не оскорбляют и не оговаривают его, что было бы противозаконно) и,
хотя ему и неприятно, это не запрещено законом. Вместе с тем,
основания для компенсации морального вреда здесь возникают.
      Например, честь и достоинство испытуемого в тренинге
«Отверженный»1 умаляется правомерно, так как участники тренинга
описывают испытуемому реальные причины, по которым он может
быть отвергнут группой. Но сам фактор публичности такого
оценивания в форме осуждения существенно увеличивает степень
морального вреда, хотя и причиняемого правомерно. В истории права
не случайно все позорящие наказания имели публичный характер,
например должника сажали в «долговую яму», где каждый мог его
видеть. В настоящее время позорящие наказания в международном
праве отменены. Исповедь и наставления исповедующемуся
священника также не носят публичного характера. Публичное
покаяние в христианской религии допускается только по воле
кающегося. То есть сама техника подобного тренинга противоречит
этическим установкам как христианства, так и нравственным
правилам, принятым в светском обществе. Психологическим
последствием может стать психологическая травма. Поэтому имея
даже согласие испытуемого на такое тренинговое упражнение,
руководитель тренинга может нести ответственность за причинение
морального вреда, поскольку испытуемый самостоятельно не может
предположить последствия своего участия в тренинге, так как не
является специалистом-психологом.
      Аналогичные этико-правовые проблемы возникают и при
проведении тренингового упражнения «Горячий стул», когда всем
участникам предлагают высказываться по поводу человека, сидящего
на «горячем стуле» в следующей форме: «Когда ты делаешь и
говоришь то-то и то-то… или ведешь себя так-то, у меня возникают

   1
     Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе. М.: Эксмо-Пресс, 2001.
С.177-178.