Общество как система. Бугера В.Е. - 17 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

17
неделимой собственностью; соответственно, все выкармливали и
воспитывали всех детей, независимо от того, какой ребенок рожден
от каких именно родителей
13
. В отношениях между
принадлежащими к одной и той же общине мужчинами и
женщинами было намного больше равенства и сексуальной свободы,
чем в любом цивилизованном обществе, о чем единодушно
свидетельствуют этнографы.
Поскольку у первобытных людей не было государства, у них не
существовало ни таких особых видов общественных отношений, как
политические и юридические отношения, ни таких видов практики и
сфер общественной жизни, как политическая и юридическая. Что же
касается познания действительности (которое у первобытных людей
еще было полностью магическо-мифологическим; теоретическое
знание - наука и философия - становится возможным лишь на
достаточно высоком уровне развития производительных сил,
который даже цивилизованным обществом достигается далеко не
сразу) и искусства, то эти виды человеческой деятельности
осуществлялись первобытными людьми, во-первых, коллективно
(индивидуальное творчество зарождалось, благодаря развитию
разделения труда, уже в процессе разложения первобытной общины
и перехода к цивилизованному, классовому обществу), а во-вторых, в
единстве с экономической деятельностью и друг с другом:
художественное творчество у первобытных людей было не чем
иным, как элементом их магии, а вся магия в первобытном обществе
была без остатка погружена в производственную деятельность
общины. Такие понятия, как "искусство для искусства" и "красота
как самоценность", никогда не смогли бы уложиться в головах
первобытных людей.
В первобытной общине не существовало индивидуальной
личности. Первейшей необходимой предпосылкой формирования
последней является борьба между членами одного и того же
общества за бóльшую долю общественного богатства и за власть;
именно в ходе такой борьбы, пронизывающей всю ткань общества и
вовлекающей в себя человека уже в раннем детстве, и формируется
у индивида стремление быть самостоятельным и способность
настоять на своем - основа формирования всякой индивидуальной
личности. Но такая борьба присутствует в обществе лишь в той
мере, в какой отношения индивидуальной и авторитарной
собственности содержатся в системе производственных отношений;
в первобытной же общине, где преобладали отношения
коллективной собственности на производительные силы, борьба за
богатство и власть жестоко пресекалась в зародыше
14
. Будучи с
раннего детства погруженными в первобытный коллектив