Общество как система. Бугера В.Е. - 18 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

18
(представлявший собой, как мы помним, единую семью),
первобытные люди органично воспринимали в свою психику нормы
жизни первобытного коллектива - тем более органично и
безболезненно, что подчиняться этим нормам было совсем не
обидно, поскольку они не давали одним общинникам никакого
устойчивого преимущества перед другими. Отношения
коллективной собственности на производительные силы и
коллективного управления ими, преобладавшие в первобытной
общине, обеспечивали гармонию интересов общинников - так зачем
же им было стремиться к самостоятельности и тренировать свою
способность настоять на своем? Зачем им было устанавливать
между собой ту дистанцию, без которой не может быть
индивидуальной личности, если никто из них не мог стать
начальником, господином над остальными? Напротив, общинники
были кровно заинтересованы в том, чтобы как можно теснее
сплотиться, полнее слиться в единый субъект, сознательно
управляющий своими действиями как единая коллективная
личность В результате этого первобытные люди даже не
нуждались в личных именах
15
- настолько полно они
идентифицировались со своей общиной.
Нравственность первобытных людей в корне отличалась от
морали людей цивилизованных. Как уже было сказано выше, в
первобытной общине интересы ее членов гармонировали друг с
другом: это означало, что польза для каждого общинника совпадала
с пользой для всей общины, а то, что было вредом для всей общины,
было вредом и для каждого общинника. (Нетрудно понять, почему
это было так: одни общинники не могли наживаться за счет других и
превращать их в свое орудие, а следовательно, были исключены
такие ситуации, когда польза для одних общинников могла бы быть
достигнута за счет причинения вреда другим.) Интересы всей
общины и интересы каждого общинника были тождественны. Из
этого следовало, что неукоснительное соблюдение обычаев общины,
отражавших ее интересы, было полностью в интересах каждого
общинника. А из этого, в свою очередь, следовало, что для
первобытного человека была исключена (по крайней мере, почти
полностью исключена) ситуация нравственного выбора: обычаи
общины, бывшие в то же время и ее нравственными нормами
(законов и других юридических норм у первобытных людей не
было, так как не было государства), однозначно детерминировали
поведение первобытного человека. Последнему просто незачем
было раздумывать: а не стоит ли нарушить обычаи? - поскольку
соблюдение обычаев было практически полностью в его интересах.
Воля каждого человека практически полностью совпадала с волей