Общество как система. Бугера В.Е. - 20 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

20
первобытной общине. Многих детей стали тиранить, некоторых -
баловать, а зачастую тиранство и балование стали причудливо
переплетаться в воспитании одного и того же ребенка со стороны
одних и тех же родителей и педагогов. Благодаря этому в любом
цивилизованном обществе, с древнейших времен до наших дней, мы
обнаруживаем такую широкую распространенность неврозов,
психопатий, психозов, сексуальных извращений, какой не знали
первобытно-коммунистические общины.
Конечно, не во всех семьях цивилизованного общества детей
тиранят и балуют. Тем не менее, в почти всех семьях классового
общества управление детьми со стороны взрослых гораздо более
авторитарно, чем в первобытной общине - и в результате этого в
психику цивилизованного человека с раннего детства закладываются
такие неразрешимые противоречия, которых не знали первобытные
люди. Моральные нормы внушаются детям в цивилизованном
обществе в гораздо более приказном порядке, чем в первобытном
племени; если первобытные дети, жившие в коллективе,
сызмальства впитывали в себя царившую в нем атмосферу равенства
и братства - и наряду с нею очень естественно и безболезненно
пропитывались нравственностью своей общины, то в
цивилизованном обществе родители и педагоги обычно заставляют
детей вести себя согласно моральным нормам. Но, как известно,
приказ начальника порождает не только стремление выполнить его,
но и еще два желания, противоречащих этому стремлению и друг
другу: стремление к бунту и желание самому стать начальником и
отдавать приказы. Эти три взаимоисключающие (но в то же время и
диалектически переходящие друг в друга) влечения, борющиеся в
душе цивилизованного человека на протяжении всей его жизни,
делают его психику гораздо более дисгармоничной, чем у
первобытного человека, жившего по простому правилу: жизнь
твоего соплеменника - это твоя жизнь. Именно в борьбе этих
влечений кроются зародыши садизма, мазохизма, болезненного
честолюбия, рабского стремления сотворить себе кумира и пасть
перед ним ниц - всех тех уродств, которые у первобытных людей
встречались многократно реже, чем у цивилизованных
17
.
Точно так же, как на детей, воспитывающихся в семьях,
авторитарные отношения собственности и управления (очень
большая доля которых всегда присуща цивилизованному обществу)
влияет и на детей, растущих вне семьи. Вообще говоря, отношения
авторитарного управления с раннего детства закладывают в характер
всякого цивилизованного человека борьбу между тремя влечениями
- к подчинению, к власти и к бунту. В свою очередь, отношения
индивидуальной собственности и индивидуального управления