ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
21
закладывают в психику цивилизованного человека еще одно
непримиримое противоречие - борьбу между потребностью членов
общества друг в друге и потребностью в том, чтобы
дистанцироваться от окружающих, отстоять свою
самостоятельность от их посягательств. Это второе противоречие
очень тесно связано с первым, упомянутым выше; оба они
превращают душу всякого цивилизованного человека в такой клубок
непримиримых противоречий, который никак невозможно
полностью распутать. Этим она отличается от многократно более
гармоничной, почти не знающей непримиримых внутренних
конфликтов (хотя и достаточно сложной) психики первобытных
людей. Индивидуальная личность цивилизованного человека
дисгармонична по самой своей сути, всегда более или менее
враждебна самой себе; этим она принципиально отличается от
коллективной личности первобытной общины, которая в своей
основе гармонична, полна внутреннего мира и покоя: и община в
целом, и каждый отдельный ее член пребывали практически в
полном согласии с самим собой.
Понятно, что непримиримый конфликт противоположных
влечений в душе индивидуальной личности является предпосылкой
того, чтобы она - в отличие от первобытного человека - оказывалась
в ситуации нравственного выбора. Однако решающим условием,
благодаря которому цивилизованная личность постоянно
оказывается в такой ситуации, являются не ее внутренние
конфликты, обусловленные воспитанием в системе отношений
авторитарной и индивидуальной собственности на
производительные силы, авторитарного и индивидуального
управления экономической деятельностью, а непосредственно сами
эти отношения. Если в первобытном коллективе индивид
удовлетворял свои потребности не иначе, как соблюдая обычаи
коллектива и принося пользу всем остальным его членам, то в
цивилизованном обществе, где доля коллективных
производственных отношений стала мизерной, индивид сплошь и
рядом может удовлетворить свои потребности не иначе, как
причиняя вред членам своего общества и нарушая моральные
нормы. Более того, наибольшего успеха в цивилизованном обществе
достигают именно те, кто на каждом шагу нарушает моральные
нормы, но ухитряется избегать наказания за это. В первую
очередь это представители господствующих классов: у них для этого
больше возможностей. И что же прикажете думать живущему
согласно моральным нормам бедняку, который плетется пешком, а
мимо него на роскошной колеснице или на шестисотом "Мерседесе"
проезжает богатый и сановный грешник?.. Разумеется, и бедняк, и
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 19
- 20
- 21
- 22
- 23
- …
- следующая ›
- последняя »