Общество как система. Бугера В.Е. - 19 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

19
всей общины, выраженной в системе ее нравственных норм
(помните, мы уже говорили о том, что вся община была единой
коллективной личностью, не разделенной на отдельные
индивидуальные личности?); расхождения между волей общины и
волей отдельного индивида представляли собой редчайшее и быстро
ликвидируемое исключение. Следовательно, первобытный человек
не знал (по крайней мере, почти не знал) мук совести и стыда
16
:
поскольку у него не было нужды выбирать между "добром"
(соблюдением обычаев) и "злом" (их нарушением), то он и не
испытывал мучительных колебаний между ними и раскаяния за
содеянное зло (если же он случайно нарушал обычай, то его терзал
не стыд, а просто страх перед карой, которая падет на него со
стороны соплеменников, а также - на него и на всю общину - со
стороны мистических сил).
В процессе перехода к земледельческим, скотоводческим и
ремесленным производительным силам община перестала быть
единой семьей. Дети стали воспитываться в сравнительно
небольших семьях, в которых стали доминировать отношения
авторитарной собственности и авторитарного управления
применительно к "своим" детям, а по отношению к другим семьям -
отношения индивидуальной ("частной") собственности и
индивидуального управления. Проще говоря, дети перестали быть
собственностью общины, были поделены между взрослыми. В
первобытной общине управление каждого взрослого тем или иным
ребенком ограничивалось и корректировалось всей общиной; тем
самым угнетение ребенка или, наоборот, его балование (две
разновидности чрезмерно авторитарного управления ребенком,
диалектически противоположные и вместе с тем дополняющие друг
друга) исключались; вообще воспитание у первобытных людей, как
об этом свидетельствуют этнографы, осуществлялось в меньшей
мере через награды и наказания и в большей мере через "хороший
пример", чем у людей цивилизованных - и это было тем более так,
чем более данное племя было первобытным, чем менее община
подверглась разложению, связанному с переходом к цивилизации.
Кроме того, дети, воспитываемые многими взрослыми, имели
возможность выбирать, к кому из них больше тянуться и кому
больше подражать - и, естественно, старались подражать прежде
всего более опытным и уважаемым общинникам. Цивилизация
лишила детей и этого выбора, и контроля всей общины над
общением каждого взрослого с тем или иным ребенком; благодаря
этому, а также благодаря общему уменьшению доли коллективных
отношений во всем обществе, управление детьми со стороны
взрослых стало гораздо более авторитарным, чем было в