ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
22
богач прекрасно осознáют, что в этом мире успех в жизни вовсе не
является обязательным следствием неукоснительного соблюдения
моральных норм - скорее наоборот. Естественно, что осознающий
это цивилизованный человек постоянно оказывается в труднейших
ситуациях выбора между "добром" и "злом", незнакомых
первобытным людям. Благодаря этому существование всякого
цивилизованного человека приобретает более или менее
трагический характер, и то, что многие люди не осознают трагизма
своего существования, вовсе не уменьшает этот трагизм.
Существование индивидуальной личности - человека
цивилизованного, классового общества - трагично в своей основе;
трагедия - это сущность существования цивилизованных людей. С
первобытными же людьми дело обстояло не так: несмотря на их
слабость перед лицом природных стихий, существование
первобытного человека не было трагическим, поскольку он жил в
согласии с самим собой.
V
Как видим, психический склад и нравственность первобытных и
цивилизованных людей коренным образом отличаются друг от
друга. Что, в конечном счете, обусловило это различие и определило
его характер? - Не что иное, как развитие производительных сил и
обусловленное им развитие производственных отношений.
Всякое следствие по определению возникает позже породившей
его причины. Неудивительно поэтому, что в течение некоторого
времени после появления на свет новых производительных сил люди
еще сохраняют по инерции старые производственные отношения и
старую психологию - несмотря на то, что новые производительные
силы уже более-менее распространились в обществе и в той или
иной степени потеснили старые. Эрих Фромм в главе
"Антропология" своей книги "Анатомия человеческой
деструктивности" приводит описание культуры индейского племени
зуни, уже перешедшего от охоты и собирательства к земледелию и
скотоводству, но еще сохранившего немалые остатки
коллективистских производственных отношений и очень
коллективистскую, гармоничную и дружелюбную психологию, в
которой установка на сотрудничество многократно преобладает над
агрессивностью и волей к власти; Алан Уиннингтон в своей книге
"Рабы Прохладных гор" описывает племя цзинпо в Южном Китае,
которое еще не совсем отошло от охоты и собирательства, но уже в
немалой степени втянулось в земледелие - и тоже жило очень
коллективно, а психика и нравственность людей этого племени
являли замечательный пример гармонии и человечности. Описание
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 20
- 21
- 22
- 23
- 24
- …
- следующая ›
- последняя »