Начала философии. Часть 1. Чернов С.А. - 8 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

8
8
обнаруживает себя в человеке как способность говорить, высказывать
свои суждения, умозаключать, или рассуждать, и, наконец, совершать
поступки в соответствии со своими понятиями и размышлениями.
Это и означает, что человека отличает от животных замещение чисто
инстинктивного поведения (т.е. форм поведения, определяемых
законами природы и выработанных эволюцией биологического рода) -
свободным самоопределением. Собственно
человеческие поступки, в
отличие от инстинктивных действий, присущих и животным, всегда
явно либо неявно совершаются свободно, т.е. предполагают
возможность выбора, а этот выбор, поскольку он свободен,
определяется (опосредствуется) нашими понятиями. Выбор блюда в
кафе определяется понятиями о том, что «вкусно» или «невкусно»,
что «дорого» или «дешево», что «полезно» для
здоровья или «вредно»
для него, что «можно» и чего «нельзя», если я, например, «на диете» и
хочу «похудеть». Анализируя и сравнивая возможности, обычно
практически мгновенно, не осознавая даже этого процесса, мы делаем
выбор, который определяется прежде всего нашими ценностями,
иначе говоря, нашими представлениями о «благе» - о том, что для нас
«
хорошо» или «полезно», к чему мы «должны» стремиться. Тот, кто
возмущается, например, роскошью миллионеров перед лицом
бедности и страданий огромного большинства людей, - тот имеет в
уме понятие «справедливости». Это понятие определяет отношение к
общественной действительности и поведение в ней. Образ жизни
человека, далее, во многом зависит от его понятий о «свободе
» или
«счастье». Многое в жизни человека зависит от того, верит ли он в
«бытие Бога» или не верит, признаёт «бессмертие души» или не
признаёт, представляется ли ему мир «храмом» или «мастерской»,
большим «магазином», где всё продаётся и покупается, или