ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
жестко заданное пространство норм, ломка индивидуальности в угоду “всеобщему” порядку
жизнедеятельности. При этом, каким бы завуалированным ни был этот диктат, нормы и правила
поведения и организации жизни заданы большинством, права же и потребности меньшинств при
этом неизбежно ущемляются.
Приведу обширную цитату из книги Карла Грюневальда “Как учить и развивать умственно
отсталых детей”:
“ Можно ли поломать иерархию?
Единственный путь решения проблемы иерархии - это ее уничтожение и замена иной,
демократичной структурой. Нужно постоянно задаваться вопросом, почему одни люди имеют
право принимать решение за других. Вы должны бороться за то, чтобы каждому человеку
было разрешено принимать решения по тем вопросам, которые касаются его лично, и,
конечно,
брать на себя ответственность. Лишать людей этой ответственности - значит подавлять
их” [4].
Основными характеристиками демократического устройства является высокий уровень
распределения ответственности в обществе, возникающий на основе осознания целого и своего
места в общественных процессах (активное самоопределение). При этом превалирующим
становится принцип равной представленности меньшинства и большинства и, более того, в
новом плюралистском
понимании демократии речь может идти и о принципиальной поддержке
маргинальных групп, признании разномыслия и разнодействия [10]. При такой организации
общественной жизни важнейшее значение приобретает согласие сторон, возникающее в
результате построения договорных отношений, основанных на взаимном уважении и взаимной
ответственности [7, 12]. Причем процесс договаривания охватывает такие важные уровни как
“согласование интересов и целей участников переговоров; согласование средств деятельности
(совместное проектирование программы деятельности по согласованным целям); согласование
норм взаимодействия и условий (принятие обязательств по выполнению условий)” [7, 12].
Именно в таком процессе договаривания и происходит социализация как активное
самоопределение человека в изменяющемся социуме. При этом формула “права и обязанности
члена общества” заменяется на формулу “права и обязательства”, подчеркивая то, что “договор -
это форма проявления свободы и добровольности субъектов”[7]. Обязательство - это прежде
всего добровольно принятая на себя нравственная ответственность человека перед самим собой и
другим субъектом (другим человеком или сообществом) за соблюдение прав и обязательств,
обоюдно выработанных и согласованных в результате реализации договорных отношений [7].
Социализация детей с разным уровнем возможностей
как образовательная задача
Современное
социально-экономическое развитие в литературе часто характеризуется как
постиндустриальная фаза развития или информационное общество. В основе этой фазы
лежит широкое и повсеместное использование нового ресурса - информации, знаний, все больше
замещающих затраты материальных ресурсов. Но дело не только в этом: постиндустриальный
этап знаменует собой начало преодоления господства экономики над людьми, когда на смену
производства
материальных благ как основной формы жизнедеятельности приходит новая форма
жизнедеятельности - развитие и реализация человеческих способностей в процессе труда.
Особенностью информационных потоков - от производителя информации к ее потребителю - в
постиндустриальную эпоху является их “горизонтальный” характер, что способствует
укреплению децентрализованных, демократических начал в государственном устройстве. При
такой организации информационных потоков существенно возрастает скорость обмена
информацией
и устраняются условия для вольного или невольного ее искажения [11].
В современном мире получение образования высокого уровня является жизненно
необходимым, поскольку только благодаря образованию возможно обеспечение свободы и
независимости человека, самостоятельности, уверенности в себе, способности принимать
ответственные решения, реализация его конституционных прав. Люди, не получившие
общественно необходимого образования обречены на жизнь в качестве иждивенцев у
родственников или государства. Особенно ярко эта проблема высвечивается, когда речь идет о
тех, кто по природным или социальным причинам оказался в неблагоприятной жизненной
ситуации: детях с ограниченными возможностями (инвалиды, педагогически и социально
запущенные дети, сироты, подростки с отклоняющимся поведением и т.д.). Для того, чтобы такие
дети смогли стать полноправными членами сообщества, получили возможность активно
участвовать в общественных, политических и производственных процессах, существует
фактически единственный путь - получение качественного образования.
Задачей общества является обеспечение ребенку с особыми потребностями доступа к
полноценной системе образования в сотрудничестве с разными людьми. В современном мире
огромное значение придается необходимости готовить людей к быстрому и качественному
освоению новых производственных технологий, что нередко невозможно без кооперации с
разными по уровню и квалификации людьми. Умение кооперироваться - одно из главнейших
условий успешности человека в быстро меняющейся экономической и социальной обстановке.
Согласно выводам американского аналитика Томаса
Скртика, высокое качество образования в
постиндустриальную эпоху равнозначно воспитанию молодого человека способным к
самостоятельному принятию ответственных решений, к совместной деятельности,
периодическому возобновлению процесса образования. Разность уровней у “образующихся”
является непременным условием достижения высокого качества образования (по критериям
постиндустриальной эпохи), поскольку именно она развивает способность к коммуникации и
сотрудничеству. Только взаимозависимость учеников готовит их
к способности плодотворно
сотрудничать на протяжении жизненного пути. С этим же качеством коррелирует чувство
социальной ответственности [9], что является важной характеристикой демократического
устройства.
Сегрегация или интеграция?
Обсуждение путей воспитания детей, имеющих проблемы в развитии, имеет давние корни в
российской педагогической литературе. Вслед за Выготским [2] можно выделить два основных
подхода к воспитанию таких детей
: так называемый дефектоцентрический и центрированный
на “оставшемся у ребенка здоровье”. В зависимости от того, что полагается в основания
педагогических действий, таков будет и характер этих действий, их организационная форма и
результат (жизненная траектория ребенка).
Дефектоцентрический подход имеет “пристрастие” к немецкой системе изолированного
воспитания, при которой вспомогательная школа и не стремится к тому, чтобы доверенных ей
детей через некоторое время снова передать в нормальную школу. Лозунгом такого подхода
является утверждение Граборова: “Дефективный в классе - это очаг психической заразы в школе”
[3]. Таким образом в этой парадигме “другой” означает “исключенный” - из сообщества типичных
граждан, из всех обычных процессов жизнедеятельности. Для таких “исключенных” создаются
крупные специальные учреждения -
все они являются учреждениями закрытого типа,
выстроенными по законам жесткой иерархии и в такой антигуманной системе у обитателей
специального учреждения не возникает поводов для контактов с миром “нормальных” людей.
Таким образом, мы имеем дело с тотальной сегрегацией [4]. В тех случаях, когда сегрегация не
носит настолько тотального характера (специальные учреждения локального масштаба) и
имеется необходимость контактов с окружающим миром, то процесс социализации,
организуемый в таких системах, протекает по типу адаптации, т.е. “вхождения в заданное”,
подчинения интересов и потребностей меньшинства нормам жизни большинства.
Центрация на оставшемся у ребенка здоровье, его сохранных возможностях [2] предполагает
совершенно иные организационные формы воспитания. Прежде всего стоит обратить внимание
на
непременное требование “разноуровневости” при объединении детей в группы - при таком
подходе типичные дети и дети, имеющие проблемы в развитии, учатся и воспитываются вместе. В
западной педагогике корни такого подхода связывают с американской системой воспитания, да и
сегодня система образования США остается лидером в этом направлении. Inclusion Education,
Mainstream, Integration - этими терминами выражается демократичное, гуманное направление в