Немецкая литература начала XIX века. Романтизм. Чугунов Д.А. - 10 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

10
Сопутствующая теоретическая информация по теме:
Обращение к народной песне (как метод ) в первой половине
XIX века стал общеевропейским феноменом. Начало этому положили
«песни Оссиана», которые с 1760-х годов приводили в восхищение
образованную Европу (а впоследствии оказались фальсификацией издателя
Джеймса Макферсона). Иоганн Готтфрид фон Гердер перевел их в 1782
году на немецкий язык и использовал в качестве модели для своих собраний
народных песен, послуживших, в свою очередь, Ахиму фон Арниму и
Клеменсу Брентано образцами для произведения «Des Knaben Wunderhorn»
(«Волшебный рог мальчика», 1805-1808).
В России Василий Трутовский, певец и исполнитель, играющий
на гуслях при дворе Екатерины II, издал между 1776 и 1795 годами
собрание народных песен со стихами и нотами (до этого времени
принято было выпускать только сборники стихов). В 1790 году
появился ставший знаменитым сборник народных песен Николая
Львова и Ивана Прача , который в XIX веке многократно
переиздавался и пользовался большим успехом за рубежом - Людвиг
ван Бетховен взял из него Thèmes russes для своих «Разумовских квартетов»
( опус 59). Он послужил образцом и для более поздних сборников, хотя такие
издатели , как Милий Балакирев или Николай Римский-Корсаков, в
соответствии с требованиями своего времени , заботились о большей
этнологической корректности .
Выразительные средства, в том виде, в каком они представлены в
народной песне, - серьезный тон протяжной песни , быстрый ритм
танцевальных песен, печальное звучание прощальных и свадебных песен, равно
как и черты так называемого городского фольклора и популярных тогда
цыганских романсов, - вошли с начала XIX века в песенное, а позднее и в
оперное творчество русских композиторов. И здесь ведущую роль сыграл
Петербург, поскольку после поражения восстания декабристов в 1825 году
прежде всего именно здесь укрепляется то специфическое, своеобразное,
пронизанное меланхолией ощущение жизни , которое нашло выражение в
чрезвычайно сентиментальном звучании романса . Типичным примером
является небольшая песенка о соловье Александра Алябьева на стихи Антона
Дельвига .
Соловей мой , соловей,
Голосистый соловей!
Ты куда , куда летишь,
Где всю ночку пропоешь?
Соловей мой , соловей,
Голосистый соловей!
                                                  10


       С опу т ст ву юща я т е оре т и че ска я и нф орм а ци я пот е м е :

         … О бращ ени е к народ ной песне (как метод ) в первой полови не
X IX века стал общ еевропей ски м ф еноменом. Начало этому полож и ли
«песни О сси ана», которы е с 1760-х год ов при вод и ли в восхи щ ени е
образованну ю Е вропу (а впослед стви и оказали сь ф альси ф и каци ей и зд ателя
Д ж еймса М акф ерсона). И оганн Г оттф ри д ф он Герд ер перевел и х в 1782
год у на немецки й язы ки и спользовал в качестве мод ели д ля свои х собрани й
народ ны х песен, послу ж и вш и х, в свою очеред ь, А х и му ф он А рни му и
К леменсу Б рентано образцами д ля прои звед ени я «Des Knaben Wunderhorn»
(«В олш ебны й рогмальчи ка», 1805-1808).
         В Росси и В аси ли й Т ру товски й , певец и и сполни тель, и граю щ и й
на гу слях при д воре Е катери ны II, и зд ал меж д у 1776 и 1795 год ами
собрани е народ ны х песен со сти х ами и нотами (д о этого времени
при нято бы ло вы пу скать только сборни ки сти х ов). В 1790 год у
появи лся ставш и й знамени ты м сборни к народ ны х песен Ни колая
Л ьвова и И вана Прача, которы й в XIX веке многократно
переи зд авался и пользовался больш и м у спех ом за ру беж ом - Л ю д ви г
ван Бетховен взял и з него Thèmes russes д ля свои х «Разу мовски х квартетов»
(опу с 59). О н послу ж и л образцом и д ля более позд ни х сборни ков, хотя таки е
и зд атели , как М и ли й Б алаки рев и ли Ни колай Ри мски й-К орсаков, в
соответстви и с требовани ями своего времени , заботи ли сь о больш ей
этнологи ческой корректности .
         В ы рази тельны е сред ства, в том ви д е, в каком они пред ставлены в
народ ной песне, - серьезны й тон протяж ной песни , бы стры й ри тм
танцевальны х песен, печальноезву чани епрощ альны х и свад ебны х песен, равно
как и черты так назы ваемого город ского ф ольклора и попу лярны х тогд а
цы гански х романсов, - вош ли с начала XIX века в песенное, а позд нее и в
оперное творчество ру сски х компози торов. И зд есь вед у щ у ю роль сы грал
Петербу рг, поскольку после пораж ени я восстани я д екабри стов в 1825 год у
преж д е всего и менно зд есь у крепляется то специ ф и ческое, своеобразное,
прони занное меланхоли ей ощ у щ ени е ж и зни , которое наш ло вы раж ени е в
чрезвы чайно сенти ментальном зву чани и романса. Т и пи чны м при мером
является небольш ая песенка о соловьеА лександ ра А лябьева на сти хи А нтона
Д ельви га.

       С оловей мой, с оловей,
       Голоси с т ы й с оловей!
       Ты куда , куда лет и ш ь,
       Где вс ю н оч ку пр опоеш ь?
       С оловей мой, с оловей,
       Голоси с т ы й с оловей!