Историко-педагогический анализ проблемы обучения дошкольников родному языку. Чуйкова Ж.В. - 144 стр.

UptoLike

Составители: 

тропах они могут понять немного, пока занимаются тем, чтобы понять
собственное значение слов. Однако же, если на пятом или на шестом году
они услышат что-либо такое от своих сверстников или от нянек, они
также это усвоят. Нечего беспокоиться о том, чтобы в этом возрасте они
это поняли или знали, так как они будут иметь еще достаточно времени
для этих высоких (украшающих) слов. Я стремлюсь только к тому, чтобы
показать, что корни всех наук и искусств в любом и каждом ребенке отя
бы мы обыкновенно этого не замечали) растут уже в нежном возрасте, и
на этих основаниях строить все вполне возможно и нетрудно, лишь бы
только с разумным существом мы обращались разумно.
7. Приблизительно то же самое и нужно сказать о поэзии, которая
связывает речь рифмами и метрами, а именно что ее основы вытекают из
начал речи: как только ребенок начинает понимать слова, то вместе с тем
начинает любить также созвучие и ритм. Поэтому, когда ребенок, упав
или где-нибудь ударившись, плачет, няньки утешают его примерно такими
или подобными речитативами: «Мой мальчик, мой красавчик, где ты
бегал? Что принес? Если бы дитя спокойно сидело, не вернулось бы с
шишкой». Это до того нравится детям, что они не только легко умолкают,
но даже смеются. Обыкновенно также, хлопая у них рука об руку, поют
следующее или тому подобное: «О, мой ребенок, мой мальчик, спи
прекрасно, сомкни ясные твои глазки, ни о чем не заботься».
8. Было бы хорошо, если бы на третьем и на четвертом году
количество такого рода ритмичных прибауток увеличилось.
Пусть няни, играя, напевают их детям не только для того, чтобы
отвлечь их от плача, но также и для того, чтобы они сохранялись в их
памяти и с течением времени могли быть полезными; например, на
четвертом, пятом и шестом году дети расширяют знания поэзии,
запоминая религиозные стихи. <…>
Хотя бы дети теперь и не понимали, что такое ритм или стих, однако
они учатся на опыте замечать некоторое различие между размеренной
144
тропах они могут понять немного, пока занимаются тем, чтобы понять
собственное значение слов. Однако же, если на пятом или на шестом году
они услышат что-либо такое от своих сверстников или от нянек, они
также это усвоят. Нечего беспокоиться о том, чтобы в этом возрасте они
это поняли или знали, так как они будут иметь еще достаточно времени
для этих высоких (украшающих) слов. Я стремлюсь только к тому, чтобы
показать, что корни всех наук и искусств в любом и каждом ребенке (хотя
бы мы обыкновенно этого не замечали) растут уже в нежном возрасте, и
на этих основаниях строить все вполне возможно и нетрудно, лишь бы
только с разумным существом мы обращались разумно.
     7. Приблизительно то же самое и нужно сказать о поэзии, которая
связывает речь рифмами и метрами, а именно что ее основы вытекают из
начал речи: как только ребенок начинает понимать слова, то вместе с тем
начинает любить также созвучие и ритм. Поэтому, когда ребенок, упав
или где-нибудь ударившись, плачет, няньки утешают его примерно такими
или подобными речитативами: «Мой мальчик, мой красавчик, где ты
бегал? Что принес? Если бы дитя спокойно сидело, не вернулось бы с
шишкой». Это до того нравится детям, что они не только легко умолкают,
но даже смеются. Обыкновенно также, хлопая у них рука об руку, поют
следующее или тому подобное: «О, мой ребенок, мой мальчик, спи
прекрасно, сомкни ясные твои глазки, ни о чем не заботься».
     8. Было бы хорошо, если бы на третьем и на четвертом году
количество такого рода ритмичных прибауток увеличилось.
    Пусть няни, играя, напевают их детям не только для того, чтобы
отвлечь их от плача, но также и для того, чтобы они сохранялись в их
памяти и с течением времени могли быть полезными; например, на
четвертом, пятом и шестом году дети расширяют знания поэзии,
запоминая религиозные стихи. <…>
    Хотя бы дети теперь и не понимали, что такое ритм или стих, однако
они учатся на опыте замечать некоторое различие между размеренной

                                                                    144