Составители:
бесчисленными поколениями его отживших предков. Отнимите у народа все —
и он все может воротить; но отнимите язык — и он никогда более уже не создаст
его; новую родину даже может создать народ, но языка — никогда: вымер язык в
устах народа — вымер и народ. Но если человеческая душа содрогается перед
убийством одного недолговечного человека, то что же должна бы чувствовать
она, посягая на жизнь многовековой исторической личности народа — этого
величайшего из всех созданий божьих на земле?
Являясь, таким образом, полнейшей и вернейшей летописью всей
духовной, многовековой жизни народа, язык в то же время является величайшим
народным наставником, учившим народ тогда, когда не было еще ни книг, ни
школ, и продолжающим учить его до конца народной истории. Усваивая родной
язык легко и без труда, каждое новое поколение усваивает в то же время плоды
мысли и чувства тысячи предшествовавших ему поколений, давно уже
истлевших в родной земле или живших, может быть, не на берегах Рейна и
Днепра, а где-нибудь у подошвы Гималая. Все, что видали, все, что испытали,
все, что перечувствовали и передумали эти бесчисленные поколения предков,
передается легко и без труда ребенку, только что открывающему глаза на мир
божий, и дитя, выучившись родному языку, вступает уже в жизнь с необъятными
силами. Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет
духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему
природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель; оно знакомит
его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он
живет, с его историей и его стремлениями, как не мог бы познакомить ни один
историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог
бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и
философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни
один философ.
Ребенок, развитие которого не было извращено насильственно, по
большей части, в пять или шесть лет говорит уже очень бойко и правильно на
своем родном языке. Но подумайте, сколько нужно знаний, чувств, мыслей,
149
бесчисленными поколениями его отживших предков. Отнимите у народа все — и он все может воротить; но отнимите язык — и он никогда более уже не создаст его; новую родину даже может создать народ, но языка — никогда: вымер язык в устах народа — вымер и народ. Но если человеческая душа содрогается перед убийством одного недолговечного человека, то что же должна бы чувствовать она, посягая на жизнь многовековой исторической личности народа — этого величайшего из всех созданий божьих на земле? Являясь, таким образом, полнейшей и вернейшей летописью всей духовной, многовековой жизни народа, язык в то же время является величайшим народным наставником, учившим народ тогда, когда не было еще ни книг, ни школ, и продолжающим учить его до конца народной истории. Усваивая родной язык легко и без труда, каждое новое поколение усваивает в то же время плоды мысли и чувства тысячи предшествовавших ему поколений, давно уже истлевших в родной земле или живших, может быть, не на берегах Рейна и Днепра, а где-нибудь у подошвы Гималая. Все, что видали, все, что испытали, все, что перечувствовали и передумали эти бесчисленные поколения предков, передается легко и без труда ребенку, только что открывающему глаза на мир божий, и дитя, выучившись родному языку, вступает уже в жизнь с необъятными силами. Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель; оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и его стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ. Ребенок, развитие которого не было извращено насильственно, по большей части, в пять или шесть лет говорит уже очень бойко и правильно на своем родном языке. Но подумайте, сколько нужно знаний, чувств, мыслей, 149
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 147
- 148
- 149
- 150
- 151
- …
- следующая ›
- последняя »