Историко-педагогический анализ проблемы обучения дошкольников родному языку. Чуйкова Ж.В. - 164 стр.

UptoLike

Составители: 

лицемерию, насилию, коварству, лжи, обману, неправде, чванству и
злости. Но такие благотворные результаты получаются от сказок только тогда,
когда дети пользуются ими при разумном выборе старших и отчасти под их
непосредственным руководством. Несомненно, необходимо избегать сказок, в
которых дети найдут лишь праздный вымысел о ведьмах, чертях и мертвецах.
Весьма многие сказки, даже прекрасные по идее, совсем недоступны детскому
пониманию: к ним следует отнести такие, в которых главным элементом
является сатира над общественными недостатками, или те, которые изображают
слишком сложные людские отношения. Вовсе не следует давать и тех из них, где
в привлекательном виде представляется воровская удаль, пронырство и обман.
Следует начинать с совершенно понятных сказок, где главную роль играют
знакомые детям животные, в которых можно найти верное и поэтическое
изображение природы, или где описываются простые, понятные детям,
семейные отношения. Сколько удовольствия и пользы приносят детям сказки,
где в характерных чертах фигурируют: хитрая лиса, неуклюжий, тяжелый на
подъем медведь с своей страшной силой, жадный волк, глупый баран с
крепким лбом, козел, страшный только по наружности своей бородой и
рогами, лукавый коток, серый лобок, прославленный задирарачун петушок —
золотой гребешок и т.п. Не дурны также сказки с нравственным элементом,
напр., «Морозко», в которой, в симпатичных чертах, поэтично нарисован
образ доброй, кроткой, ласковой и глубоко несчастной девочки, а также сказка о
«Правде и кривде», где два крестьянина спорят о том, как лучше жить
правдой или кривдой, и сказка «Горе», в которой богач заставляет работать у
себя своего бедного брата и за тяжелый недельный труд дает ему только ковригу
хлеба, и множество других. Не менее полезны детям и такие сказки, в которых
изображены явления природы, олицетворенные иногда в образы людей,
вспомним для примера хотя одну из них: «Ветер, град и гром». Нам могут
заметить, что награда, которую в сказке получает добродетель, и кара злу
несовместимы со строгою правдою, которою прежде всего необходимо
руководиться при воспитании, что если, наконец, сказка с подобною моралью
164
лицемерию, насилию, коварству, лжи, обману, неправде, чванству и
злости. Но такие благотворные результаты получаются от сказок только тогда,
когда дети пользуются ими при разумном выборе старших и отчасти под их
непосредственным руководством. Несомненно, необходимо избегать сказок, в
которых дети найдут лишь праздный вымысел о ведьмах, чертях и мертвецах.
Весьма многие сказки, даже прекрасные по идее, совсем недоступны детскому
пониманию: к ним следует отнести такие, в которых главным элементом
является сатира над общественными недостатками, или те, которые изображают
слишком сложные людские отношения. Вовсе не следует давать и тех из них, где
в привлекательном виде представляется воровская удаль, пронырство и обман.
Следует начинать с совершенно понятных сказок, где главную роль играют
знакомые детям животные, в которых можно найти верное и поэтическое
изображение природы, или где описываются простые, понятные детям,
семейные отношения. Сколько удовольствия и пользы приносят детям сказки,
где в характерных чертах фигурируют: хитрая лиса, неуклюжий, тяжелый на
подъем медведь с своей страшной силой, жадный волк, глупый баран с
крепким лбом, козел, страшный только по наружности своей бородой и
рогами, лукавый коток, серый лобок, прославленный задира-драчун петушок —
золотой гребешок и т.п. Не дурны также сказки с нравственным элементом,
напр., «Морозко», в которой, в симпатичных чертах, поэтично нарисован
образ доброй, кроткой, ласковой и глубоко несчастной девочки, а также сказка о
«Правде и кривде», где два крестьянина спорят о том, как лучше жить —
правдой или кривдой, и сказка «Горе», в которой богач заставляет работать у
себя своего бедного брата и за тяжелый недельный труд дает ему только ковригу
хлеба, и множество других. Не менее полезны детям и такие сказки, в которых
изображены явления природы, олицетворенные иногда в образы людей, —
вспомним для примера хотя одну из них: «Ветер, град и гром». Нам могут
заметить, что награда, которую в сказке получает добродетель, и кара злу
несовместимы со строгою правдою, которою прежде всего необходимо
руководиться при воспитании, что если, наконец, сказка с подобною моралью

                                                                           164