Русская литература ХХ века после Октября: Динамика размежеваний и схождений. Типы творчества (1917-1932). Дарьялова Л.Н. - 106 стр.

UptoLike

Составители: 

104
древности и опоэтизированные народным творчеством. Семантика народного
самосознания основана на связи земли и неба, на вере и обычаях предков и
ощущении своей родственной сопричастности всему живому и сакральному.
Этот тип мировосприятия не только был воспроизведен в художественной лите-
ратуре, но и явился опорой для конструирования своей эстетической реальности,
в которой миф
функционирует на определенном смысло-идееобразующем уров-
не как язык образов и как грамматика повествования. В первой книге «Потаен-
ного сада» С.КлычковаКольцо Лады») изображается человек в полном согла-
сии, единстве и содружестве с природой. То же и в творчестве С.Есенина, кото-
рый окидывая поэтическим взором пространство своей земли,
быт и уклад жиз-
ни крестьян, дает образную формулу этого единства:
Несказанное, синее, нежное
Тих мой край после бурь, после гроз,
И душа мояполе безбрежное
Дышит запахом меда и роз (т.3, с.139).
В «Кольце Лады» С.Клычкова три цикла, три кольца, входящие друг в друга
природный, хозяйственный и обрядово-
духовный. В этом мире есть свои ге-
рои: пастух, он же поэт Лель, девушка Лада и Дедноситель народной мудро-
сти. Автор показывает в соответствии с особенностям мифопоэтического мыш-
ления переход реалий в мифологемы, и наоборот. Календарный цикл работ соот-
ветствует крестьянскому укладу: «Запахал дед озимое, Поясной поклон сложил,
Обошел кругом
с сумою, Хлебной крошкой обсорил». Таковы обычаи и верова-
ния работника на земле. Но затем эта конкретика оборачивается образной сим-
воликой, имеющей мифологические истоки: Дедуже сама природа, засы-
пающая зимой:
Все у деда чередою:
Выпилковшик кверху дном,
Вытер губы бородою
И заснул великим сном!
25
Ладаобычная крестьянская девушка, которая ходит по воду, жнет, пря-
дет, ожидает сватов. И она же есть явление природы, символ весны и обновле-
ния. Осенью Лада светла и грустна, так как цикл девичества закончен, начинает-
ся и в жизни человека, и в самой природе новый этап.
Существенный момент поэтического живописания
в деревенской прозе
духовная связь крестьянина с Богом. Образ Пресвятой Богородицы, образ Трое-
ручицы, осеняющей Землю, открывает сборник «Потаенный Сад». Для Есенина
Россия, Родина тоже связана со святым именем и в прошлом, и в настоящем:
О Русь, Приснодева,
Поправшая Смерть!
Из звездного чрева
Сошла ты на твердь (т.2, с.8).
Осмысляя поэтическую
космогонию Есенина, исследователи творчества по-
эта подчеркивали разнообразие образных мифологем в их главной функцио-
древности и опоэтизированные народным творчеством. Семантика народного
самосознания основана на связи земли и неба, на вере и обычаях предков и
ощущении своей родственной сопричастности всему живому и сакральному.
Этот тип мировосприятия не только был воспроизведен в художественной лите-
ратуре, но и явился опорой для конструирования своей эстетической реальности,
в которой миф функционирует на определенном смысло-идееобразующем уров-
не как язык образов и как грамматика повествования. В первой книге «Потаен-
ного сада» С.Клычкова («Кольцо Лады») изображается человек в полном согла-
сии, единстве и содружестве с природой. То же и в творчестве С.Есенина, кото-
рый окидывая поэтическим взором пространство своей земли, быт и уклад жиз-
ни крестьян, дает образную формулу этого единства:
                    Несказанное, синее, нежное
                    Тих мой край после бурь, после гроз,
                    И душа моя — поле безбрежное
                    Дышит запахом меда и роз (т.3, с.139).
    В «Кольце Лады» С.Клычкова три цикла, три кольца, входящие друг в друга
— природный, хозяйственный и обрядово-духовный. В этом мире есть свои ге-
рои: пастух, он же поэт Лель, девушка Лада и Дед — носитель народной мудро-
сти. Автор показывает в соответствии с особенностям мифопоэтического мыш-
ления переход реалий в мифологемы, и наоборот. Календарный цикл работ соот-
ветствует крестьянскому укладу: «Запахал дед озимое, Поясной поклон сложил,
Обошел кругом с сумою, Хлебной крошкой обсорил». Таковы обычаи и верова-
ния работника на земле. Но затем эта конкретика оборачивается образной сим-
воликой, имеющей мифологические истоки: Дед — уже сама природа, засы-
пающая зимой:
                       Все у деда чередою:
                       Выпил — ковшик кверху дном,
                       Вытер губы бородою
                       И заснул великим сном!25
    Лада — обычная крестьянская девушка, которая ходит по воду, жнет, пря-
дет, ожидает сватов. И она же есть явление природы, символ весны и обновле-
ния. Осенью Лада светла и грустна, так как цикл девичества закончен, начинает-
ся и в жизни человека, и в самой природе новый этап.
    Существенный момент поэтического живописания в деревенской прозе —
духовная связь крестьянина с Богом. Образ Пресвятой Богородицы, образ Трое-
ручицы, осеняющей Землю, открывает сборник «Потаенный Сад». Для Есенина
Россия, Родина тоже связана со святым именем и в прошлом, и в настоящем:
                        О Русь, Приснодева,
                        Поправшая Смерть!
                        Из звездного чрева
                        Сошла ты на твердь (т.2, с.8).
    Осмысляя поэтическую космогонию Есенина, исследователи творчества по-
эта подчеркивали разнообразие образных мифологем в их главной функцио-

104