Русская литература ХХ века после Октября: Динамика размежеваний и схождений. Типы творчества (1917-1932). Дарьялова Л.Н. - 107 стр.

UptoLike

Составители: 

105
нальной семантике. «Для Есенина, — пишет И.Кедров, — земляэто небо, а
небоземляВся семейная иерархия фольклора запечатлена в звездных сим-
волах. Месяцотец, хозяин; солнцемать, хозяюшка; звездыдети ма-
лыеЧеловек жеонвсе: и небо, и звезды, и земля, Вселенная и Русь»
26
.
В то же время следует отметить и христианскую направленность поэтиче-
ского мышления Есенина. Так, мифологему Матери можно рассматривать на
разных семантических уровнях: это и мать-Родина, Россия, и мать-земля, мать-
природа, но возникает и высший образ святости: Мать-Богородица, символизи-
рующая материнское начало жизни.
В соответствии с народно-поэтической
культурой Есенин наделяет образ
Пречистой чертами русской женщины, тихой и смиренной, молитвенно настро-
енной и проникнутой особым внутренним светом. Ее материнская любовь обра-
щена ко всем сыновьям человеческим:
Говорила Божья Матерь сыну
Советы:
Ты не плачь, мой лебеденочек,
Не сетуй.
На земле все люди человеки,
Чада.
Хоть одну им
малую забаву
Надо (т.1, с.248).
Можно сказать, что религиозные ценности являлись для создателей народ-
ной культуры не просто художественным приемом, как об этом заявляли в свое
время советские интерпретаторы творчества, но и входили в систему поэтиче-
ского мировоззрения и миропонимания.
Оппозиционная деревенская проза и поэзия не только противопоставляли
современности традиционный
строй души и уклад жизни, но и заключали в себе
огромный пафос драматизма, повествуя о гибели крестьянской культуры. Сергей
Клычков во втором сборнике своих стихов «Дубравна» (1918) констатирует рас-
хождение человека и природы, а в третьем цикле «Домашние песни» (1923) оп-
позиция переходит в прямое противостояние: цивилизованный человек губит
природу, он «тать в нощи», «громила с отмычкой от тела и души». А в послед-
нем цикле «В гостях у журавлей» (1930) мирозданье, столь уравновешенное и
согласное, рухнуло. Тьма опутывает землю, мир становится жертвой разыграв-
шихся бесовских сил. Пушкинский мотив бесовства звучит с особо выразитель-
ной силой отчаяния:
Не мечтай о светлом чуде:
Воскресения не
будет!
Ночь пришла, погаснул свет
Мир исчезнулмира нети
Только в поле из-за леса
За блестящей серой мглой
То ли люди, то ли бесы
На земле и над землей
27
нальной семантике. «Для Есенина, — пишет И.Кедров, — земля — это небо, а
небо — земля Вся семейная иерархия фольклора запечатлена в звездных сим-
волах. Месяц — отец, хозяин; солнце — мать, хозяюшка; звезды — дети ма-
лые Человек же — он — все: и небо, и звезды, и земля, Вселенная и Русь»26.
    В то же время следует отметить и христианскую направленность поэтиче-
ского мышления Есенина. Так, мифологему Матери можно рассматривать на
разных семантических уровнях: это и мать-Родина, Россия, и мать-земля, мать-
природа, но возникает и высший образ святости: Мать-Богородица, символизи-
рующая материнское начало жизни.
    В соответствии с народно-поэтической культурой Есенин наделяет образ
Пречистой чертами русской женщины, тихой и смиренной, молитвенно настро-
енной и проникнутой особым внутренним светом. Ее материнская любовь обра-
щена ко всем сыновьям человеческим:
                      Говорила Божья Матерь сыну
                        Советы:
                      Ты не плачь, мой лебеденочек,
                        Не сетуй.
                      На земле все люди человеки,
                        Чада.
                      Хоть одну им малую забаву
                        Надо (т.1, с.248).
    Можно сказать, что религиозные ценности являлись для создателей народ-
ной культуры не просто художественным приемом, как об этом заявляли в свое
время советские интерпретаторы творчества, но и входили в систему поэтиче-
ского мировоззрения и миропонимания.
    Оппозиционная деревенская проза и поэзия не только противопоставляли
современности традиционный строй души и уклад жизни, но и заключали в себе
огромный пафос драматизма, повествуя о гибели крестьянской культуры. Сергей
Клычков во втором сборнике своих стихов «Дубравна» (1918) констатирует рас-
хождение человека и природы, а в третьем цикле «Домашние песни» (1923) оп-
позиция переходит в прямое противостояние: цивилизованный человек губит
природу, он «тать в нощи», «громила с отмычкой от тела и души». А в послед-
нем цикле «В гостях у журавлей» (1930) мирозданье, столь уравновешенное и
согласное, рухнуло. Тьма опутывает землю, мир становится жертвой разыграв-
шихся бесовских сил. Пушкинский мотив бесовства звучит с особо выразитель-
ной силой отчаяния:
                       Не мечтай о светлом чуде:
                       Воскресения не будет!
                       Ночь пришла, погаснул свет
                       Мир исчезнул мира нет и
                       Только в поле из-за леса
                       За блестящей серой мглой
                       То ли люди, то ли бесы
                       На земле и над землей 27
                                                                         105