Составители:
Рубрика:
10
6
Те же мотивы, только еще более обоснованные и развернутые, возникают в
прозе С.Клычкова и Сергея Есенина. В «Сахарном немце», романе С.Клычкова,
действие относится ко времени первой мировой войны. Поручик Зайцев, он же
молодой Лель, он же Зайчик, приехав на побывку домой, не находит прежнего
лада ни в природе, ни
в людях. Книга «Золотые уста» потеряна, мир переживает
гибельную драму нравственных изменений. Не в силах справиться с голосом
плоти гибнет Прасковья, своего рода Лада Природы, пропадает Петр Кирилло-
вич, ямщик, свободолюбивая честная натура, гибнут и братья-правдоискатели. А
самого героя, поручика Зайцева, неудержимо тянет к себе соблазн насилия,
убийства. Он
без нужды убивает солдата-немца. Глубину духовного кризиса,
охватившего Россию, все слои общества, Клычков передает через притчу о свя-
том и разбойнике, в споре своем схватившихся за орудия насилия, один за нож,
другой — за дубинку. Черт обоих поволок в ад.
Похожие идейно-нравственные позиции разделяет и С.Есенин в повести
«
Яр», которая была написана до революционных потрясений, но полна тревож-
ными предчувствиями скорой гибели патриархально-природного существова-
ния. Каждая картина деревенской жизни проникнута лирическим описанием
природы в присущей Есенину мифопоэтической образности: здесь «одинокие
разбросанные липы»; «Туман припадал к земле и закрывался в голубеющий по
лощинам снег»; «за окном в медовом отсвете
грустили вербы и целовали листь-
ями голубые окна»
28
. Однако привычная колея жизни обрывается. Напрасно
Олимпиада, эта лесная девушка Лада, просит своего возлюбленного Карева ос-
таться. Его томит беспокойный дух бродяжничества и тянет другой мир, другие
места.
Почти все герои этой повести умирают не своей смертью: окончила расчеты
с жизнью Олимпиада, убит Карев, умерли его родители, на охоте погиб
мальчик
Кузька… Вот на такой грустной ноте заканчивается повесть великого поэта. Че-
рез несколько лет с потрясающей силой лирического чувства передаст он свою
боль от уходящей в прошлое патриархально-природной крестьянской Руси («Я
последний поэт деревни», «Я покинул родимый дол», «Спит ковыль. Равнина
дорогая…», «Вижу сон. Дорога черная…» и др.). Вместе
с тем переживание по-
эта преображено светом скорби другого уровня обобщения. Есенин выступает с
философских позиций, говоря о краткости человеческого бытия, печали и радо-
сти существования на милой земле:
Принимаю — приди и явись,
Все явись, в чем есть боль и отрада…
Мир тебе, отшумевшая жизнь,
Мир тебе, голубая прохлада (т.3,
с.155).
К есенинскому кругу деревенщиков следует отнести и Алексея Ганина с его
романом «Завтра». По своим политическим взглядам Алексей Алексеевич Ганин
— явный противник большевиков. Еще в ноябре 1923 г. он был арестован по
«делу четырех поэтов» (С.Есенина, П.Орешина, С.Клычкова и А.Ганина), но
вскоре выпущен и вновь арестован
в конце 1924 г. по обвинению в антисовет-
ской деятельности. Действительно, Ганин считал марксизм ложной идеологией и
Те же мотивы, только еще более обоснованные и развернутые, возникают в прозе С.Клычкова и Сергея Есенина. В «Сахарном немце», романе С.Клычкова, действие относится ко времени первой мировой войны. Поручик Зайцев, он же молодой Лель, он же Зайчик, приехав на побывку домой, не находит прежнего лада ни в природе, ни в людях. Книга «Золотые уста» потеряна, мир переживает гибельную драму нравственных изменений. Не в силах справиться с голосом плоти гибнет Прасковья, своего рода Лада Природы, пропадает Петр Кирилло- вич, ямщик, свободолюбивая честная натура, гибнут и братья-правдоискатели. А самого героя, поручика Зайцева, неудержимо тянет к себе соблазн насилия, убийства. Он без нужды убивает солдата-немца. Глубину духовного кризиса, охватившего Россию, все слои общества, Клычков передает через притчу о свя- том и разбойнике, в споре своем схватившихся за орудия насилия, один за нож, другой за дубинку. Черт обоих поволок в ад. Похожие идейно-нравственные позиции разделяет и С.Есенин в повести «Яр», которая была написана до революционных потрясений, но полна тревож- ными предчувствиями скорой гибели патриархально-природного существова- ния. Каждая картина деревенской жизни проникнута лирическим описанием природы в присущей Есенину мифопоэтической образности: здесь «одинокие разбросанные липы»; «Туман припадал к земле и закрывался в голубеющий по лощинам снег»; «за окном в медовом отсвете грустили вербы и целовали листь- ями голубые окна»28. Однако привычная колея жизни обрывается. Напрасно Олимпиада, эта лесная девушка Лада, просит своего возлюбленного Карева ос- таться. Его томит беспокойный дух бродяжничества и тянет другой мир, другие места. Почти все герои этой повести умирают не своей смертью: окончила расчеты с жизнью Олимпиада, убит Карев, умерли его родители, на охоте погиб мальчик Кузька Вот на такой грустной ноте заканчивается повесть великого поэта. Че- рез несколько лет с потрясающей силой лирического чувства передаст он свою боль от уходящей в прошлое патриархально-природной крестьянской Руси («Я последний поэт деревни», «Я покинул родимый дол», «Спит ковыль. Равнина дорогая », «Вижу сон. Дорога черная » и др.). Вместе с тем переживание по- эта преображено светом скорби другого уровня обобщения. Есенин выступает с философских позиций, говоря о краткости человеческого бытия, печали и радо- сти существования на милой земле: Принимаю приди и явись, Все явись, в чем есть боль и отрада Мир тебе, отшумевшая жизнь, Мир тебе, голубая прохлада (т.3, с.155). К есенинскому кругу деревенщиков следует отнести и Алексея Ганина с его романом «Завтра». По своим политическим взглядам Алексей Алексеевич Ганин явный противник большевиков. Еще в ноябре 1923 г. он был арестован по «делу четырех поэтов» (С.Есенина, П.Орешина, С.Клычкова и А.Ганина), но вскоре выпущен и вновь арестован в конце 1924 г. по обвинению в антисовет- ской деятельности. Действительно, Ганин считал марксизм ложной идеологией и 106
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 106
- 107
- 108
- 109
- 110
- …
- следующая ›
- последняя »