Русская литература ХХ века после Октября: Динамика размежеваний и схождений. Типы творчества (1917-1932). Дарьялова Л.Н. - 110 стр.

UptoLike

Составители: 

108
дает повествователь, — слепых и беспутных прозрений в глухонемые века, пол-
ные бреда и всяческой скверны и ужасов» (с.451). Такие авторские итоговые на-
блюдения и выводы показывают, что деревенская проза, особенно срединного
поля, не чуждается исторической и социальной аналитики и публицистического
элемента. Рядом с горячей верой в необходимость и красоту деревенского труда
идет мучительный спор о путях развития деревни. Как вести дальше дорогу
жизниопираясь только на опыт предков (Чепа) или привлекая новое: маши-
ны, разум, культуру (Клюка)? Ганин видит и силу, и слабость патриархальной
деревни, он зовет в завтра: «человеку трудом да разумом украшаться надо» —
совсем по горьковски говорят его герои.
Однако повествование заканчивается
своеобразным знаком предупреждения: «толпятся на западе облака в огненно-
красном пожаре» (с.460). Какие еще беды сулят загнетинцам эти тревожные
сполохи!?
Своеобразным обобщением социально-аналитической и мифо-поэтической
линии повествования является роман Л.Леонова «Барсуки» (1924), который тоже
можно отнести к срединному, маргинальному пространству деревенской прозы,
как и «Трансвааль» К
.Федина и «Молоко» Ив.Катаева.
Роман Леонова историчен, он изображает тот период революции, когда кре-
стьянство отхлынуло от большевиков, и по всей центральной России прошли
антисоветские выступления, особенно в Тамбовской области.
Роман «Барсуки» — аналитичен, так как писатель исследует причины «рус-
ской Вандеи», ее стихийный подъем и поражение.
«Барсуки» одновременно включают
в себя мифопоэтическую образность,
так как писатель создает образ природного существования, освященного веко-
выми традициями и культурой народа.
Роман философичен, потому что от исторической конкретики писатель пере-
ходит к общечеловеческим проблемам о судьбах природы и цивилизации. У Ле-
онова своя творческая система: произведение растет, как из зерна, из определен-
ного
ситуативного и семантического центра. В структуре повествования присут-
ствует «эффект взбучивания», «принцип матрешки» и прием «косвенного ото-
бражения». Все эти особенности леоновского стиля основательно раскрыты в
научных работах о творчестве писателя.
В романе «Барсуки» основным центром повествования является легенда о
Калафате, которую рассказывает один из «барсуков», восставших крестьян,
Ефим Подпрятов. Смысл
легенды, вобравшей в себя сказочные и притчевые
элементы, заключен в вопросе — «одолит» наука природу или нет. С точки зре-
ния крестьянина, природа скинет с себя «паспорта», освободится от человече-
ского вмешательства. Но ответ усложняется другими вставными новеллами
«Про немочку Дуню» и «Про руку в окне». Эти рассказы, представляющие слу-
чаи
из жизни, включают в себя большой культурный срез, начиная от рассказа
Гл.Успенского «Выпрямила» и кончая петербургскими мотивами произведений
Гоголя, Некрасова, Достоевского. Сходная общефилософская проблема получа-
ет здесь новое решение в пользу культуры, но далеко не однозначное.
дает повествователь, — слепых и беспутных прозрений в глухонемые века, пол-
ные бреда и всяческой скверны и ужасов» (с.451). Такие авторские итоговые на-
блюдения и выводы показывают, что деревенская проза, особенно срединного
поля, не чуждается исторической и социальной аналитики и публицистического
элемента. Рядом с горячей верой в необходимость и красоту деревенского труда
идет мучительный спор о путях развития деревни. Как вести дальше дорогу
жизни — опираясь только на опыт предков (Чепа) или привлекая новое: маши-
ны, разум, культуру (Клюка)? Ганин видит и силу, и слабость патриархальной
деревни, он зовет в завтра: «человеку трудом да разумом украшаться надо» —
совсем по горьковски говорят его герои. Однако повествование заканчивается
своеобразным знаком предупреждения: «толпятся на западе облака в огненно-
красном пожаре» (с.460). Какие еще беды сулят загнетинцам эти тревожные
сполохи!?
    Своеобразным обобщением социально-аналитической и мифо-поэтической
линии повествования является роман Л.Леонова «Барсуки» (1924), который тоже
можно отнести к срединному, маргинальному пространству деревенской прозы,
как и «Трансвааль» К.Федина и «Молоко» Ив.Катаева.
    Роман Леонова историчен, он изображает тот период революции, когда кре-
стьянство отхлынуло от большевиков, и по всей центральной России прошли
антисоветские выступления, особенно в Тамбовской области.
    Роман «Барсуки» — аналитичен, так как писатель исследует причины «рус-
ской Вандеи», ее стихийный подъем и поражение.
    «Барсуки» одновременно включают в себя мифопоэтическую образность,
так как писатель создает образ природного существования, освященного веко-
выми традициями и культурой народа.
    Роман философичен, потому что от исторической конкретики писатель пере-
ходит к общечеловеческим проблемам о судьбах природы и цивилизации. У Ле-
онова своя творческая система: произведение растет, как из зерна, из определен-
ного ситуативного и семантического центра. В структуре повествования присут-
ствует «эффект взбучивания», «принцип матрешки» и прием «косвенного ото-
бражения». Все эти особенности леоновского стиля основательно раскрыты в
научных работах о творчестве писателя.
    В романе «Барсуки» основным центром повествования является легенда о
Калафате, которую рассказывает один из «барсуков», восставших крестьян,
Ефим Подпрятов. Смысл легенды, вобравшей в себя сказочные и притчевые
элементы, заключен в вопросе — «одолит» наука природу или нет. С точки зре-
ния крестьянина, природа скинет с себя «паспорта», освободится от человече-
ского вмешательства. Но ответ усложняется другими вставными новеллами —
«Про немочку Дуню» и «Про руку в окне». Эти рассказы, представляющие слу-
чаи из жизни, включают в себя большой культурный срез, начиная от рассказа
Гл.Успенского «Выпрямила» и кончая петербургскими мотивами произведений
Гоголя, Некрасова, Достоевского. Сходная общефилософская проблема получа-
ет здесь новое решение в пользу культуры, но далеко не однозначное.

108