История лингвистических учений. Дашкова М.Ф - 35 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

38
Местоимения и служебные слова. Заслугой александрийских уче-
ных является дифференциация между артиклем и местоимением как раз -
личными частями речи . По Дионисию, артикль падежная часть речи,
которая стоит перед и после склоняемых имен. Акциденции артикля род,
число , падеж .
Местоимение Дионисий Фракиец определяет как "слово, употребляе-
мое вместо имени, которое указывает на определенные лица" (antonymia).
Тем самым подчеркивается синтаксическое значение местоимения. К
местоимениям он относит только личные и притяжательные как указы-
вающие на лицо. Вопросительные, относительные и неопределенные ме-
стоимения рассматриваются среди видов имен. Различается первичный вид
местоимений (ты) и производный (твой).
Александрийские ученые впервые выделили предлог (prothesis) в от-
дельную часть речи .
Наречие . Дионисий Фракиец считает наречие отдельной частью речи .
Термином mesó tes он называет только наречия, образованные от прилага-
тельных, остальные же именует epírrhema, т. е. "приглаголие" и определяет
его как "несклоняемую часть речи , которая характеризует глагол или до -
бавляет что-либо к нему". Таким образом , наречие определяется по мор -
фологическому и синтаксическому признакам . Дионисием рассмотрено 26
видов наречий: времени , качества, образа действия и т. п . Значительное
место среди них занимают частицы и междометия. Сюда же относятся и
отглагольные прилагательные.
Союзы . Уже Аристарх отделяет союзы от предлогов, сохраняя за ни -
ми название sýndesmoi. По Дионисию Фракийцу, "союз это слово , связы-
вающее мысль в определенном порядке и показывающее разрыв в выраже-
нии мысли ". Т . е. он указывает на функцию союзов, тогда как стоики под-
черкивали только их неизменяемость. Дионисий произвел классификацию
союзов, подразделив их на разделительные, причинно -соединительные,
причинно-подчинительные, причинные, сомнительно -вопросительные
(частицы неужели , разве, не). По сравнению со стоиками, эта классифика-
ция расширена.
Итак, принципы классификации частей речи у Дионисия Фракийца:
морфологический , семантический , синтаксический .
4. Грамматическая теория Аполлония Дискола (II в. н. э.) Аполло -
нию Дисколу принадлежит более 30 сочинений, из которых неполностью
до нас дошло пять: «О синтаксисе речи», «О местоимениях», «О наречии»,
«Об удивительных звуках», и другие отрывки . Многие его труды являются
схолиями (т. е. толкованиями на полях рукописи ) к «Грамматике» Диони -
сия Фракийца, во многом его дополняющими и расширяющими. В частно-
сти , это относится к описаниям наклонений глагола. Но главное достиже-
ние Аполлония синтаксис .
Синтаксис в учении Аполлония Дискола. Главной задачей синтак-
сиса Аполлоний считает описание того , как отдельные слова объединяют-
ся в предложения . Основную часть первой книги «О синтаксисе частей ре-
чи» Аполлоний посвящает артиклю, его сочетаниям с именами.
                                             38

        М е стоиме ния и служ еб ны е слова. Заслуго й александри йски х уче-
ны х я вля ет ся ди фференц и ац и я м еж ду а р т иклем и м ес т оим ением как раз -
ли чны м и частя м и речи . П о Д и о ни си ю, а р т икль – п а деж на я ча с т ь р ечи,
ко т о рая ст о и т п ер еди п о сле скло ня ем ы х и м ен. Акц и денц и и арти кля –ро д,
чи сло , п адеж .
        М ес т оим ение Д и о ни си й Ф р аки ец о п ределя ет как "с лово, уп о требля е-
м о е вм ес т о им ени, ко т о ро е указ ы вает на о п р еделенны е ли ц а" (antonymia).
        Т ем сам ы м п о дчерки вает ся с инт а кс ичес кое з начени е м есто и м ени я . К
м ест о и м ени я м о н о тно си т т о лько личные и п р ит яж а т ельные как указ ы -
вающ и е на ли ц о . Во п ро си тельны е, о т но си тельны е и нео п ределенны е м е-
ст о и м ени я рассм атри вают ся с р едивидов им ен. Раз ли чает ся п ер вичный вид
м ест о и м ени й (т ы ) и п р оизводный (т во й).
        Александри йски е учены е вп ер вы е вы дели ли п редло г (prothesis) в о т -
дельную част ь речи .
        Н аре чие . Д и о ни си й Ф р аки ец счи тает нар ечи е о тдельно й част ью р ечи .
Т ер м и но м mesó tes о н наз ы вает то лько нар ечи я , о браз о ванны е о т п ри лага-
т ельны х, о стальны е ж е и м енует epírrhema, т . е. "п ри глаго ли е" и о п ределя ет
его как "нескло ня ем ую част ь р ечи , ко т о рая хар акт ер и з ует глаго л и ли до -
бавля ет чт о -ли бо к нем у". Т аки м о бр аз о м , наречи е о п ределя ется п о м ор -
ф ологичес ком у и с инт а кс ичес ком у п ри з накам . Д и о ни си ем рассм о трено 26
ви до в нар ечи й: вр ем ени , качест ва, о браз а дейст ви я и т . п . Значи т ельно е
м ест о среди ни х з ани м ают части ц ы и м еж до м ети я . С юда ж е о тно ся т ся и
о т глаго льны е п р и лагат ельны е.
        С оюзы . У ж е Ари старх о т деля ет со юз ы о т п редло го в, со храня я з а ни -
м и наз вани е sýndesmoi. П о Д и о ни си ю Ф раки йц у, "со юз –эт о сло во , свя з ы -
вающ ее м ы сль в о п р еделенно м п о ря дке и п о каз ы вающ ее раз р ы в в вы раж е-
ни и м ы сли ". Т . е. о н указ ы вает на ф ункцию со юз о в, то гда как ст о и ки п о д-
черки вали т о лько и х неи з м еня ем о ст ь. Д и о ни си й п ро и з вел кла с с иф ика цию
с оюзов, п о драз дели в и х на раз дели т ельны е, п ри чи нно -со еди ни т ельны е,
п ри чи нно -п о дчи ни тельны е, п ри чи нны е, со м ни т ельно -во п ро си т ельны е
(част и ц ы неуж ели , раз ве, не). П о сравнени ю со сто и кам и , эт а класси фи ка-
ц и я р асши р ена.
        Ит ак, п р инцип ы кла с с иф ика ции част ей речи у Д и о ни си я Ф р аки йц а:
м ор ф ологичес кий, с ем а нт ичес кий, с инт а кс ичес кий.
        4. Грамматическая теория А поллония Д искола(II в. н. э.) Ап о лло -
ни ю Д и ско лу п ри надлеж и т бо лее 30 со чи нени й, и з ко то ры х неп о лно ст ью
до нас до шло п я т ь: «О си нт акси се речи », «О м ест о и м ени я х», «О наречи и »,
«Обуди ви т ельны х з вуках», и др уги е о т ры вки . М но ги е его т р уды я вля ют ся
с холиям и(т. е. то лко вани я м и на п о ля х р уко п и си ) к «Г рам м ат и ке» Д и о ни -
си я Ф раки йц а, во м но го м его до п о лня ющ и м и и расши ря ющ и м и . В частно -
ст и , это о тно си т ся к о п и сани я м накло нени й глаго ла. Но главно е до сти ж е-
ни е Ап о лло ни я –с инт а кс ис .
        С интаксисв учении А поллония Д искола. Г лавно й з адачей с инт а к-
с ис а Ап о лло ни й счи т ает о п и сани е т о го , как от дельные с лова о бъеди ня ют -
ся в п р едлож ения. Осно вную част ь п ерво й кни ги «О си нт акси се частей ре-
чи » Ап о лло ни й п о свя щ ает арт и клю, его со чет ани я м с и м енам и .