ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
45
считать сходными такие слова, как nox "ночь" и mox "вскоре", ибо nox
должно подчиняться чередованию падежей, а mox и не должно и не мо-
жет». Любопытно рассуждение Варрона о причинах наличия или отсутст -
вия у слов склонения: «Для тех вещей, употребление которых однообраз -
но, таково и склонение слова, как в том доме, где только один раб, нужно
одно рабское имя, а в том , где рабов много , нужно несколько . Так же и у
таких вещей, какими являются имена, вследствие многих различий в упот-
реблении слова, имеется и много отпрысков, а у тех вещей, которые слу-
жат связками и соединяют слова, - так как им не было надобности скло -
няться на многое, то они и остаются единичными: ведь одним ремнем
можно привязать человека и коня , и все, что только может быть привязано
к другому. Так, когда мы говорим : «Консулами были Туллий и Антоний»,
то этим же самым et (и ) мы можем связать любых двух консулов, и более
того любые имена и даже любые слова; а односложная опора – то самое et
– остается одна».
Что касается склоняемых слов, то здесь нужно различать естествен-
ное склонение и склонение произвольное. В современной терминологии ес-
тественному склонению соответствует словоизменение , а произвольному –
словообразование . Естественное склонение возникает от общего согласия,
здесь господствует аналогия , закономерность; произвольное склонение,
напротив, зависит от воли отдельных людей и здесь преобладает разнобой,
аномалия .
Варрон был, возможно, первым ученым , разграничившим словоизме-
нение и словообразование исходя из степени регулярности этих процессов.
Слова, способные к естественному склонению, Варрон делит на 4
класса, которые он называет частями речи (partes orationis): 1) слова, кото-
рые имеют падежные формы, но не имеют временных форм (сюда входят
существительные, прилагательные, местоимения и числительные); 2) сло -
ва, которые имеют временные формы, но не имеют падежных форм (гла-
голы ); 3) слова, которые имеют и временные и падежные формы (причас-
тия); 4) слова, которые не имеют ни временных, ни падежных форм (наре-
чия, допускающие образование степеней сравнения).
Таким образом , в основу классификации слов по частям речи Варрон
кладет две категории – падеж и время. Эти категории, по его словам , "соз-
дают наибольшее разграничение в области аналогии".
Самая острая проблематика между аналогистами и аномалистами шла
вокруг грамматических категорий рода и числа, вокруг склонения и спря-
жения. Очень трудные вопросы ставили аномалисты в связи с категорией
рода . Почему мужские имена типа Perpenna имеют форму женского рода ?
Почему наименование неодушевленных предметов часто оказываются
словами мужского или женского рода ? Почему такие сходные слова, как
paries (стена) и abies (ель) отнесены к разным родам ?
Чтобы отстоять здесь позиции аналогизма, Варрон покидает область
морфологии и обращается к синтаксису , к сочетаемости слов. Сходство
слов мужского рода заключается в том , что они сочетаются с местоиме-
ниями hic (этот) и hi (эти ), сходство слов женского рода – в том , что они
45 счи т ат ь схо дны м и т аки е сло ва, как nox "но чь" и mox "вско р е", и бо nox до лж но п о дчи ня т ься чередо вани ю п адеж ей, а mox и не до лж но и не м о - ж ет ». Любо п ы тно рассуж дени е В арро на о п ри чи нах нали чи я и ли о тсут ст - ви я у сло в скло нени я : «Д ля т ех вещ ей, уп о т р еблени е ко то р ы х о дно о браз - но , т ако во и скло нени е сло ва, как в т о м до м е, где т о лько о ди н р аб, нуж но о дно рабско е и м я , а в т о м , где рабо в м но го , нуж но неско лько . Т ак ж е и у т аки х вещ ей, каки м и я вля ют ся и м ена, вследст ви е м но ги х раз ли чи й в уп о т - реблени и сло ва, и м еет ся и м но го о т п ры ско в, а у т ех вещ ей, ко то ры е слу- ж ат свя з кам и и со еди ня ют сло ва, - т ак как и м не бы ло надо бно сти скло - ня т ься на м но го е, т о о ни и о стают ся еди ни чны м и : ведь о дни м р ем нем м о ж но п ри вя з ат ь чело века и ко ня , и все, что т о лько м о ж ет бы т ь п ри вя з ано к др уго м у. Т ак, ко гда м ы го во ри м : «К о нсулам и бы ли Т улли й и Ант о ни й», т о эт и м ж е сам ы м et (и ) м ы м о ж ем свя з ать любы х двух ко нсуло в, и бо лее т о го любы е и м ена и даж е любы е сло ва; а о дно сло ж ная о п о ра –т о сам о е et –о стает ся о дна». Ч т о касает ся скло ня ем ы х сло в, то з десь нуж но р аз ли чат ь ес т ес т вен- ное с клонение и с клонение п р оизвольное. В со вр ем енно й т ерм и но ло ги и ес- т ест венно м у скло нени ю со о т вет ст вует с ловоизм енение, а п ро и з во льно м у – с ловооб р а зова ние. Е ст ест венно е скло нени е во з ни кает о т о бщ его со гласи я , з десь го сп о дст вует а на логия, з ако но м ерно ст ь; п ро и з во льно е скло нени е, нап ро т и в, з ави си т о т во ли о тдельны х людей и з десь п рео бладает раз но бо й, а ном а лия. В арр о н бы л, во з м о ж но , п ервы м учены м , р аз грани чи вши м с ловоизм е- нение и с ловооб р а зова ние и схо дя и з ст еп ени регуля р но ст и эт и х п ро ц ессо в. С ло ва, сп о со бны е к ест ест венно м у скло нени ю, Варро н дели т на 4 класса, ко т о р ы е о н наз ы вает ча с т ям ир ечи(partes orationis): 1) сло ва, ко то - ры е и м еют п адеж ны е фо рм ы , но не и м еют вр ем енны х фо рм (сюда вхо дя т сущ ест ви т ельны е, п ри лагат ельны е, м ест о и м ени я и чи сли т ельны е); 2) сло - ва, ко то р ы е и м еют вр ем енны е фо р м ы , но не и м еют п адеж ны х фо р м (гла- го лы ); 3) сло ва, ко то ры е и м еют и вр ем енны е и п адеж ны е фо р м ы (п ри час- т и я ); 4) сло ва, ко то р ы е не и м еют ни врем енны х, ни п адеж ны х фо рм (наре- чи я , до п ускающ и е о браз о вани е ст еп еней ср авнени я ). Т аки м о бр аз о м , в о сно ву класси фи кац и и сло в п о частя м речи В арро н кладет две катего ри и –п а деж и вр ем я. Эти кат его ри и , п о его сло вам , "со з - дают наи бо льшее р аз грани чени е в о бласт и анало ги и ". С ам ая о ст р ая п ро блем ат и ка м еж ду анало ги ст ам и и ано м али ст ам и шла во кр уг гр ам м ат и чески х кат его р и й ро да и чи сла, во кр уг скло нени я и сп ря - ж ени я . Очень трудны е во п ро сы ст ави ли ано м али сты в свя з и с кат его ри ей р ода . П о чем у м уж ски е и м ена т и п а Perpenna и м еют фо р м у ж енско го ро да? П о чем у наи м ено вани е нео душевленны х п редм ето в част о о каз ы вают ся сло вам и м уж ско го и ли ж енско го ро да? П о чем у т аки е схо дны е сло ва, как paries (ст ена) и abies (ель) о тнесены к раз ны м ро дам ? Ч т о бы о т сто я т ь з десь п о з и ц и и анало ги з м а, В арро н п о ки дает о бласт ь м о рфо ло ги и и о бращ ает ся к си нт акси су, к со чет аем о ст и сло в. С хо дст во сло в м уж ско го ро да з аключает ся в т о м , что о ни со четают ся с м ест о и м е- ни я м и hic (это т ) и hi (эт и ), схо дст во сло в ж енско го р о да –в то м , что о ни
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 40
- 41
- 42
- 43
- 44
- …
- следующая ›
- последняя »