ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
48
неизвестным , как он предполагал себе внедрение их в речевую практику.
Трактат Цезаря был посвящен Цицерону и в известной степени , являлся ,
очевидно , ответом на трактат последнего «Об ораторе», в котором Цице-
рон защищал свое убеждение в том , что правильность латинской речи
"приобретается обучением в детстве, развивается углубленным и созна-
тельным изучением языка и практикой живого разговора в обществе и се-
мье, а закрепляется работой над книгами и чтением древних ораторов и
поэтов". Из высказываний Цицерона недвусмысленно вытекало , что для
овладения правильной речью совершенно не требуется какой-то особой
грамматической учености . Это как раз то, что утверждали аномалисты.
Кроме того , Цицерон отстаивал принцип уместности речи , принцип соот-
ветствия средств выражения задачам , содержанию и условиям общения:
"Ибо совершенно очевидно , что одного и того же рода речь не годится для
любого дела, любого слушателя , любого лица, любого времени . Потому
что особого звучания требуют дела уголовные и особого – дела граждан-
ские и заурядные; и особого рода способ выражения нужен для речей со -
вещательных, особый для хвалебных, особый для судебных, особый для
собеседования, особый для утешения, особый для обличения, особый для
рассуждения, особый для изложения событий. Существенно также и то,
перед кем ты выступаешь: перед сенатом или перед народом , или перед
судьями; много слушателей или их мало , или их всего несколько человек,
и каковы они . Ораторам надо принимать во внимание и свой собственный
возраст , должность и положение; и , наконец , помнить, мирное ли время
или военное, есть ли досуг или же надо торопиться ".
Принцип уместности речи не только оправдывал, но и требовал при -
влечения самых разнообразных средств языка, включая синонимы и дуб-
леты, архаизмы и неологизмы. Особенно Цицерон ценил образную сино-
нимию, создаваемую путем переносного употребления слов.
В другом своем трактате «Оратор», который был написан в 46 г. до н .
э., Цицерон выступил против аналогизма еще более открыто и энергично.
Критериям аналогии он противопоставил аномалистические теории упот-
ребительности и благозвучия. Защищая правомерность употребления дуб-
летов, Цицерон, например , писал: "И можно ли запрещать нам говорить
nosse, iudicasse и требовать только novisse, iudicavisse, словно мы не знаем ,
что в этом случае полная форма будет правильнее, а сокращенная употре-
бительнее… "
4. Проблемы происхождения языка в поэме Лукреция «О природе
вещей». В середине I в. до н . э. была создана поэма Тита Лукреция Кара
«О природе вещей». В V книге этой поэмы в рамках поэтического очерка о
происхождении и развитии человечества рассказывается о происхождении
языка и письма. Рассказ ведется в духе материалистического учения Эпи-
кура. Язык, согласно поэту, создается в семье и коллективе. На первых по-
рах люди стремятся достичь взаимопонимания с помощью выкриков и те-
лодвижений, но затем они переходят к более совершенному средству об-
щения – к языку.
Что же до звуков, какие язык производит, - природа
48 неи з вест ны м , как о н п р едп о лагал себе внедрени е и х в речевую п р акт и ку. Т р акт ат Ц ез ар я бы л п о свя щ ен Ц и ц еро ну и в и з вест но й степ ени , я вля лся , о чеви дно , о т вето м на т р акт ат п о следнего «Обо рато ре», в ко т о ро м Ц и ц е- ро н з ащ и щ ал сво е убеж дени е в т о м , чт о п рави льно ст ь лати нско й речи "п ри о бретает ся о бучени ем в дет ст ве, раз ви вает ся углубленны м и со з на- т ельны м и з учени ем я з ы ка и п ракт и ко й ж и во го раз го во р а в о бщ ест ве и се- м ье, а з акреп ля ет ся р або то й над кни гам и и чт ени ем древни х о рат о ро в и п о это в". Из вы сказ ы вани й Ц и ц ер о на недвусм ы сленно вы т екало , что для о владени я п рави льно й р ечью со вер шенно не т ребует ся како й-то о со бо й грам м ат и ческо й учено ст и . Это как р аз т о , что ут верж дали а ном а лис т ы. К ро м е то го , Ц и ц еро н о т стаи вал п р и нц и п ум ест но сти речи , п ри нц и п со о т - вет ст ви я ср едст в вы раж ени я з адачам , со держ ани ю и усло ви я м о бщ ени я : "Ибо со вершенно о чеви дно , что о дно го и то го ж е ро да речь не го ди т ся для любо го дела, любо го слушат еля , любо го ли ц а, любо го вр ем ени . П о то м у чт о о со бо го з вучани я требуют дела уго ло вны е и о со бо го –дела граж дан- ски е и з аур я дны е; и о со бо го ро да сп о со бвы раж ени я нуж ен для речей со - вещ ат ельны х, о со бы й для хвалебны х, о со бы й для судебны х, о со бы й для со беседо вани я , о со бы й для ут ешени я , о со бы й для о бли чени я , о со бы й для рассуж дени я , о со бы й для и з ло ж ени я со бы ти й. С ущ ест венно т акж е и т о , п еред кем ты вы ступ аешь: п ер ед сенат о м и ли п еред наро до м , и ли п еред судья м и ; м но го слушат елей и ли и х м ало , и ли и х всего неско лько чело век, и како вы о ни . Ор ато рам надо п ри ни м ат ь во вни м ани е и сво й со бст венны й во з раст , до лж но ст ь и п о ло ж ени е; и , нако нец , п о м ни ть, м и рно е ли вр ем я и ли во енно е, ест ь ли до суг и ли ж е надо то ро п и т ься ". П р и нц и п ум ест но сти речи не т о лько о п р авды вал, но и т ребо вал п р и - влечени я сам ы х р аз но о бр аз ны х ср едст в я з ы ка, включая си но ни м ы и дуб- леты , архаи з м ы и нео ло ги з м ы . Осо бенно Ц и ц еро н ц ени л о браз ную си но - ни м и ю, со з даваем ую п утем п ер ено сно го уп о т р еблени я сло в. В др уго м сво ем тракт ат е «Орат о р », ко т о ры й бы л нап и сан в 46 г. до н. э., Ц и ц ер о н вы ст уп и л п р от ив а на логизм а ещ е бо лее о т кры т о и энер ги чно . К ри тери я м анало ги и о н п ро т и во п о стави л а ном а лис т ичес кие т ео ри и уп о т - реби т ельно сти и благо з вучи я . Защ и щ ая п раво м ерно ст ь уп о т реблени я дуб- лето в, Ц и ц еро н, нап ри м ер, п и сал: "И м о ж но ли з ап рещ ать нам го во р и т ь nosse, iudicasse и т ребо ват ь т о лько novisse, iudicavisse, сло вно м ы не з наем , чт о в эт о м случае п о лная фо р м а будет п р ави льнее, а со кращ енная уп о т ре- би т ельнее… " 4. П роб ле мы происх ож де ния язы кав поэме Л укре ция «О природе ве щ е й» . В середи не I в. до н. э. бы ла со з дана п о эм а Т и т а Лукрец и я К ар а «О п р и ро де вещ ей». В V кни ге эт о й п о эм ы в рам ках п о эти ческо го о чер ка о п ро и схо ж дени и и раз ви т и и чело вечества рассказ ы вает ся о п ро и схо ж дени и я з ы ка и п и сьм а. Рассказ ведет ся в духе м ат ери али сти ческо го учени я Эп и - кура. Я з ы к, со гласно п о эт у, со з дается в сем ье и ко ллект и ве. На п ер вы х п о - рах люди стрем я тся до сти чь вз аи м о п о ни м ани я с п о м о щ ью вы кри ко в и т е- ло дви ж ени й, но з атем о ни п ер ехо дя т к бо лее со вершенно м у средст ву о б- щ ени я –к я з ы ку. Ч т о ж е до з вуко в, каки е я з ы к п ро и з во ди т , - п ри ро да
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 43
- 44
- 45
- 46
- 47
- …
- следующая ›
- последняя »