ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
63
«Дао рождает (вещи), дэ вскармливает (их). Вещи оформляются,
формы завершаются. Поэтому нет вещи, которая не почитала бы дао
и не ценила бы дэ. Дао почитаемо, дэ ценимо, потому что они не
отдают приказаний, а следуют естественности».
Древнекитайская философия. Собрание текстов. В 2-х томах. –
М., 1972. Т.1. – С.129.
«...Всѐ сущее различается в жизни и уравнивается в смерти.
Пока живѐм, есть среди нас мудрецы и глупцы, знатные и низкие –
этим мы различаемся. А после смерти – смрад и гниль, распад и
разложение, и это всех уравнивает. Однако быть мудрецом или
глупцом, знатным или низким – не в нашей власти, как и не в нашей
власти – смрад или гниль, распад и разложение. Ибо жизнь – не по
воле живых, а смерть – не по воле мѐртвых; быть мудрецом – не в
воле мудрого, а быть глупцом – не в воле глупого, быть знатным – не
в воле знатного, а быть низким – не в воле низкого. Но если оно так –
то все сущее равно и в жизни, и в смерти, и в мудрости, и в глупости,
и в знатности, и в низком состоянии. Умирают гуманный и мудрый,
умирают злодей и глупец. При жизни – Яо и Шунь, после смерти –
истлевшие кости. При жизни – Чжоу и Цзе, после смерти – истлевшие
кости. Истлевшие кости – все одинаковы, и кто разберѐт – где чьи. А
потому спешите жить – к чему тревожиться о том, что будет после
смерти?...
«Ян Чижу сказал: «Человек подобен небу и земле и, как они,
таит в себе природу пяти движущих начал. Человек – самое разумное
среди всех существ, наделѐнных жизнью. И в то же время ногти и
зубы человека недостаточно сильны, чтобы обеспечить ему охрану и
защиту; мускулы и кожа недостаточно крепки, чтобы оборонять его и
отражать удары; ноги недостаточно быстры, чтобы унести от
опасности. У человека нет ни шерсти, ни перьев, защищающих его от
холода и жары, и, чтобы прокормиться, он должен полагаться не на
силу, а на разум. Поэтому человек высоко ценит разум и с
пренебрежением относится к силе, ибо разум сохраняет его
существование, а презренная сила вершит насилие над внешними
вещами»...
Из книг мудрецов. Проза Древнего Китая. – М., 1987. – С.140-
141.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 61
- 62
- 63
- 64
- 65
- …
- следующая ›
- последняя »