Составители:
Рубрика:
А.А. Девяткин
10
логии актов нет достаточно разработанной концепции уста-
новки, да и не могло быть – исходя из принципа целостности.
Если Г. Оллпорт считает, что «одним из первых ранних пси-
хологов, который употребил термин (аттитюд. – А.Д.), был
Г.Спенсер, родоначальник позитивизма, то нам ближе упоми-
нание в этой связи имени Бинэ. Н.
Н. Ланге в своей книге
«Психический мир» (1914) пишет: «Бинэ видит в этих актах,
вообще, моторные приспособления и называет их les attitues,
позами, готовностями. «Умственная готовность (attitude), –
говорит он, – кажется мне вполне подобной физической го-
товности, это подготовка к акту, эскиз действия, оставшийся
внутри нас и осознаваемый через те субъективные ощущения,
которые его сопровождают (
Бинэ, 1894. С.61)» (Ланге, 1914.
С.80). Здесь нам важен не столько исторический факт приори-
тета, сколько сам контекст использования данной цитаты у
Н.Н. Ланге. Дело в том, что он рассматривает позицию А. Би-
нэ в соотнесении с функциональной психологией актов
Ф. Брентано, феноменологией Э. Гуссерля, где понятие интен-
циональности играет одну из
центральных ролей.
Ничего подобного нет в том термине «attitude», который
предложили У. Томас и Ф. Знанецкий в своей знаменитой ра-
боте о польских крестьянах в Америке. Стало трюизмом начи-
нать рассмотрение проблем установки с упоминания этой ра-
боты. Едва ли можно сказать в этой связи что-то новое, но нам
кажется
важным акцентировать внимание на самой конструк-
ции аттитюда: «ценность» + «отношение к ценности». Именно
это стало поворотным пунктом в понимании аттитюда с пози-
ций социальной психологии. У.Томас и Ф.Знанецкий опреде-
ляли аттитюд «как психологический процесс, рассматривае-
мый в отношениях к социальному миру и взятый прежде всего
в связи с социальными
ценностями» (Шихирев, 1999. С.100).
В свое время А.Г. Асмоловым было замечено, что в соци-
альной психологии «социальная установка до некоторой сте-
пени утратила свою «психологичность». Из поля внимания
зарубежных психологов как бы выпало то, в какой форме со-
циальная установка выступает для субъекта» (см.: Асмолов,
10 А.А. Девяткин логии актов нет достаточно разработанной концепции уста- новки, да и не могло быть исходя из принципа целостности. Если Г. Оллпорт считает, что «одним из первых ранних пси- хологов, который употребил термин (аттитюд. А.Д.), был Г.Спенсер, родоначальник позитивизма, то нам ближе упоми- нание в этой связи имени Бинэ. Н.Н. Ланге в своей книге «Психический мир» (1914) пишет: «Бинэ видит в этих актах, вообще, моторные приспособления и называет их les attitues, позами, готовностями. «Умственная готовность (attitude), говорит он, кажется мне вполне подобной физической го- товности, это подготовка к акту, эскиз действия, оставшийся внутри нас и осознаваемый через те субъективные ощущения, которые его сопровождают (Бинэ, 1894. С.61)» (Ланге, 1914. С.80). Здесь нам важен не столько исторический факт приори- тета, сколько сам контекст использования данной цитаты у Н.Н. Ланге. Дело в том, что он рассматривает позицию А. Би- нэ в соотнесении с функциональной психологией актов Ф. Брентано, феноменологией Э. Гуссерля, где понятие интен- циональности играет одну из центральных ролей. Ничего подобного нет в том термине «attitude», который предложили У. Томас и Ф. Знанецкий в своей знаменитой ра- боте о польских крестьянах в Америке. Стало трюизмом начи- нать рассмотрение проблем установки с упоминания этой ра- боты. Едва ли можно сказать в этой связи что-то новое, но нам кажется важным акцентировать внимание на самой конструк- ции аттитюда: «ценность» + «отношение к ценности». Именно это стало поворотным пунктом в понимании аттитюда с пози- ций социальной психологии. У.Томас и Ф.Знанецкий опреде- ляли аттитюд «как психологический процесс, рассматривае- мый в отношениях к социальному миру и взятый прежде всего в связи с социальными ценностями» (Шихирев, 1999. С.100). В свое время А.Г. Асмоловым было замечено, что в соци- альной психологии «социальная установка до некоторой сте- пени утратила свою «психологичность». Из поля внимания зарубежных психологов как бы выпало то, в какой форме со- циальная установка выступает для субъекта» (см.: Асмолов,
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- …
- следующая ›
- последняя »