Явление социальной установки в психологии ХХ века. Девяткин А.А. - 12 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

Исследования социальной установки в зарубежной психологии
11
Ковальчук, 1977. С.145). По нашему мнению, «утрата психо-
логичности» установки обусловлена пониманием ценности как
социального объекта, имеющего значение для группы людей.
П.Н. Шихирев приводит мнение Томаса и Знанецкого, соглас-
но которому социальная установка «описывает взаимодейст-
вие, взаимообусловленность индивида и общества, (...) обще-
ство содержательно представлено социальной ценностью, а
индивидотношением к этой
ценности» (Шихирев, 1985.
С.29).
Данное замечание для нас существенно и позволяет обра-
титься к двум важнейшим моментам: во-первых, возникает
вопрос двойственности природы социальной установкисо
стороны окружающего мира и со стороны индивида. В нашей
концепции социальной установки мы отводим центральное
место понятию «возможности окружающего мира», которые
обусловливают в том числе
и ценности общества.
Вторая часть установки, сугубо индивидуальная, состоит из
отношения к этим ценностям, которое в каждом конкретном
случае обосновано потребностями индивида. В психологии
установки этот двойной способ образования установки забыт
почти повсеместно, кроме теории установки Д.Н.Узнадзе, где
она формируется в момент «встречи» потребности индивида с
ситуацией ее удовлетворения
. Во-вторых, понятие ценности,
истолковываемое как объективный «смысл» в мире (Риккерт),
позволяет ставить вопрос о моменте формирования смысла,
который видится нам с Гуссерлевых позиций как возникаю-
щий в акте интенционального переживания. А поскольку
смысл здесь «как бы играет роль посредника между бытием и
ценностями и составляет отдельное «царство смысла» (Содей-
ка, 1991. С.266), то через акт извлечения смысла мы приходим
к моменту выбора возможности окружающего мира при фор-
мировании установки. Отсюда и функции регулятора психиче-
ских процессов индивида (вюрцбургская школа), и регуляция
социального поведения индивида в общественной жизни.
Двойственность природы социальной установки позволяет
ей быть «регулятором социального поведения и деятельности
индивида в
обществе» (см.: Шихирев, 1985. С.29). Мы наме-
Исследования социальной установки в зарубежной психологии   11
Ковальчук, 1977. С.145). По нашему мнению, «утрата психо-
логичности» установки обусловлена пониманием ценности как
социального объекта, имеющего значение для группы людей.
П.Н. Шихирев приводит мнение Томаса и Знанецкого, соглас-
но которому социальная установка «описывает взаимодейст-
вие, взаимообусловленность индивида и общества, (...) обще-
ство содержательно представлено социальной ценностью, а
индивид – отношением к этой ценности» (Шихирев, 1985.
С.29).
   Данное замечание для нас существенно и позволяет обра-
титься к двум важнейшим моментам: во-первых, возникает
вопрос двойственности природы социальной установки – со
стороны окружающего мира и со стороны индивида. В нашей
концепции социальной установки мы отводим центральное
место понятию «возможности окружающего мира», которые
обусловливают в том числе и ценности общества.
   Вторая часть установки, сугубо индивидуальная, состоит из
отношения к этим ценностям, которое в каждом конкретном
случае обосновано потребностями индивида. В психологии
установки этот двойной способ образования установки забыт
почти повсеместно, кроме теории установки Д.Н.Узнадзе, где
она формируется в момент «встречи» потребности индивида с
ситуацией ее удовлетворения. Во-вторых, понятие ценности,
истолковываемое как объективный «смысл» в мире (Риккерт),
позволяет ставить вопрос о моменте формирования смысла,
который видится нам с Гуссерлевых позиций как возникаю-
щий в акте интенционального переживания. А поскольку
смысл здесь «как бы играет роль посредника между бытием и
ценностями и составляет отдельное «царство смысла» (Содей-
ка, 1991. С.266), то через акт извлечения смысла мы приходим
к моменту выбора возможности окружающего мира при фор-
мировании установки. Отсюда и функции регулятора психиче-
ских процессов индивида (вюрцбургская школа), и регуляция
социального поведения индивида в общественной жизни.
   Двойственность природы социальной установки позволяет
ей быть «регулятором социального поведения и деятельности
индивида в обществе» (см.: Шихирев, 1985. С.29). Мы наме-