Явление социальной установки в психологии ХХ века. Девяткин А.А. - 260 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

Экологическая концепция социальной установки
259
«Точка А обозначает первичную «точку-источник», начи-
ная с которого имеет место протекание имманентного времени
объекта. Эта точка характеризуется как «теперь». Линия АЕ
обозначает ряд «теперь-точек», точек, в которых мы удержи-
ваем тон как настоящий. Однако тон как протекающий фено-
мен погружается в прошлое, и это погружение иллюстрирует-
ся
линией АА'. Каждая «теперь-точка» существует не само-
стоятельно, а вместе со своим погружением: ЕА характеризует
именно такой континуум фаз – «теперь-точку» с горизонтом
прошлого. Гуссерль подчеркивает, что каждая фаза протека-
ния, которая следует за первичной «точкой-источником», яв-
ляется сама по себе непрерывностью, и эта непрерывность,
постоянно расширяясь, является непрерывностью
прошедших
фаз. Само протекание постоянно модифицируется, и точки
продолжительности постоянно отступают в прошлое. На пра-
вом рисунке сплошная горизонтальная линия обозначает ин-
тервал модусов протекания длящегося объекта, имеющего ко-
нечную «теперь-точку», начиная с которой ряд «теперь-точек»
(Е) будет относиться к другим объектам. В «конце-точке»
продолжительность теряет
свою длительность и становится
прошлой продолжительностью, которая все глубже погружа-
ется в прошлое» (Молчанов, 1988. С.63).
Приведенная выше схема характеризует лишь только взаи-
моотношение временных фаз, а для анализа самих отношений
вводятся понятия «теперьточка», «ретенция» и «протенция».
«Понятие ретенции (Retention – удержание) занимает, пожа-
луй, центральное место в анализе Гуссерля. Для того
чтобы
прояснить смысл ретенции, Гуссерль прибегает не к дефини-
циям через род и видовое отличие, а к описанию посредством
сравнения с «точкой-источником». Эта точка, которую Гус-
серль называет первоначальным впечатлением, удерживается
в сознании как «только-что-прошедшее». Иначе говоря, пер-
воначальное впечатление переходит в ретенцию, причем ре-
тенция является актуально
существующей, в то время как «те-
перь-точка» объекта тона предстает как «только-что-
прошедшая» (Husserliana. Bd. 10. S.16). Ретенция как бы растя-
Экологическая концепция социальной установки              259
   «Точка А обозначает первичную «точку-источник», начи-
ная с которого имеет место протекание имманентного времени
объекта. Эта точка характеризуется как «теперь». Линия АЕ
обозначает ряд «теперь-точек», точек, в которых мы удержи-
ваем тон как настоящий. Однако тон как протекающий фено-
мен погружается в прошлое, и это погружение иллюстрирует-
ся линией АА'. Каждая «теперь-точка» существует не само-
стоятельно, а вместе со своим погружением: ЕА характеризует
именно такой континуум фаз – «теперь-точку» с горизонтом
прошлого. Гуссерль подчеркивает, что каждая фаза протека-
ния, которая следует за первичной «точкой-источником», яв-
ляется сама по себе непрерывностью, и эта непрерывность,
постоянно расширяясь, является непрерывностью прошедших
фаз. Само протекание постоянно модифицируется, и точки
продолжительности постоянно отступают в прошлое. На пра-
вом рисунке сплошная горизонтальная линия обозначает ин-
тервал модусов протекания длящегося объекта, имеющего ко-
нечную «теперь-точку», начиная с которой ряд «теперь-точек»
(Е→) будет относиться к другим объектам. В «конце-точке»
продолжительность теряет свою длительность и становится
прошлой продолжительностью, которая все глубже погружа-
ется в прошлое» (Молчанов, 1988. С.63).
   Приведенная выше схема характеризует лишь только взаи-
моотношение временных фаз, а для анализа самих отношений
вводятся понятия «теперь–точка», «ретенция» и «протенция».
«Понятие ретенции (Retention – удержание) занимает, пожа-
луй, центральное место в анализе Гуссерля. Для того чтобы
прояснить смысл ретенции, Гуссерль прибегает не к дефини-
циям через род и видовое отличие, а к описанию посредством
сравнения с «точкой-источником». Эта точка, которую Гус-
серль называет первоначальным впечатлением, удерживается
в сознании как «только-что-прошедшее». Иначе говоря, пер-
воначальное впечатление переходит в ретенцию, причем ре-
тенция является актуально существующей, в то время как «те-
перь-точка» объекта тона предстает как «только-что-
прошедшая» (Husserliana. Bd. 10. S.16). Ретенция как бы растя-