Составители:
Рубрика:
Экологическая концепция социальной установки
261
То есть существует механизм, который имеет свойст-
во удерживать одновременно точку в разных временных
планах. Это вполне может быть основой антиципации. Если у
Гибсона будущее событие может быть предвосхищено на ос-
нове встроенности его в прошлое и настоящее, то здесь по-
добная встроенность обеспечивается удержанием и сравнени-
ем в момент ретенции
. Важно отметить, что суть процесса
может быть понятна только на основе интенционального пе-
реживания.
Следовательно, нам надо отстраниться на этом этапе от по-
пыток обеспечить каузальное понимание времени. Обыденно-
му сознанию мешает в этом случае иллюзия имманентной кау-
зальности: мы склонны соотносить различные события, исходя
из их временной последовательности. Прошлое,
следующее за
настоящим, всегда связывается с ним причинно-следствен-
ными отношениями. Однако это не больше, чем иллюзия, ибо
каузально могут быть связаны конкретные события, но никак
не время (даже понимаемое событийно).
Совершенно очевидно, что на уровне действия интен-
ционального переживания (в момент формирования смыс-
ла, уяснения сущности) действует интенциональный, но
не
каузальный механизм психики.
Выделяя уровень экологического компонента социальной
установки, мы очерчиваем именно круг действия интенцио-
нального механизма. Эта мысль основана на том представле-
нии, что окружающий мир и индивид в нем устроены особым
образом – экологически: они взаимозависимы, встроены друг
в друга, мир располагает возможностями для удовлетворения
потребностей индивида.
Данное экологическое
устройство мира функционирует на
уровне докогнитивного и доаффективного взаимоотношения,
то есть реальные решения принимаются организмом чаще все-
го не на основе существующих знаний или эмоций, но на ос-
нове принципов экологического взаимодействия индивида с
окружающим миром. Этот базовый принцип включает в себя,
помимо принципа встроенности и взаимозависимости, еще и
Экологическая концепция социальной установки 261 То есть существует механизм, который имеет свойст- во удерживать одновременно точку в разных временных планах. Это вполне может быть основой антиципации. Если у Гибсона будущее событие может быть предвосхищено на ос- нове встроенности его в прошлое и настоящее, то здесь по- добная встроенность обеспечивается удержанием и сравнени- ем в момент ретенции. Важно отметить, что суть процесса может быть понятна только на основе интенционального пе- реживания. Следовательно, нам надо отстраниться на этом этапе от по- пыток обеспечить каузальное понимание времени. Обыденно- му сознанию мешает в этом случае иллюзия имманентной кау- зальности: мы склонны соотносить различные события, исходя из их временной последовательности. Прошлое, следующее за настоящим, всегда связывается с ним причинно-следствен- ными отношениями. Однако это не больше, чем иллюзия, ибо каузально могут быть связаны конкретные события, но никак не время (даже понимаемое событийно). Совершенно очевидно, что на уровне действия интен- ционального переживания (в момент формирования смыс- ла, уяснения сущности) действует интенциональный, но не каузальный механизм психики. Выделяя уровень экологического компонента социальной установки, мы очерчиваем именно круг действия интенцио- нального механизма. Эта мысль основана на том представле- нии, что окружающий мир и индивид в нем устроены особым образом экологически: они взаимозависимы, встроены друг в друга, мир располагает возможностями для удовлетворения потребностей индивида. Данное экологическое устройство мира функционирует на уровне докогнитивного и доаффективного взаимоотношения, то есть реальные решения принимаются организмом чаще все- го не на основе существующих знаний или эмоций, но на ос- нове принципов экологического взаимодействия индивида с окружающим миром. Этот базовый принцип включает в себя, помимо принципа встроенности и взаимозависимости, еще и
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 260
- 261
- 262
- 263
- 264
- …
- следующая ›
- последняя »