Явление социальной установки в психологии ХХ века. Девяткин А.А. - 263 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

А.А. Девяткин
262
механизм интенциональности на экологическом уровне взаи-
модействия психики с окружающим миром. В свое время
Д.Ф. Ломов предлагал термин «живое время» в отличие от по-
нятия «физическое время» (см.: Ломов, 1989. С.27).
Причем главное здесь не субъективность-объективность, а
неразрывное единство в рамках живого организма прошлого,
настоящего и будущего времени. В живом
организме всегда
присутствует в той или иной форме любое времяретенция в
этом случае удерживается до тех пор, пока есть индивидуаль-
ная психическая жизнь. Организм сам удерживает прошлое
через наличие функционирующей в «теперь-точке» живой
системы, которая и будущее (протенцию) выберет в соответ-
ствии с удержанной ретенцией.
Таков в принципе
экологический механизм антиципации.
Поскольку же индивид извлекает основы своего существова-
ния из возможностей окружающего мира, то, естественно, ан-
тиципация будет направлена прежде всего на возможности
окружающего мира.
Но мы говорим об уровне человеческой организации орга-
низма, потому на экологическом уровне антиципации уже
подключается психический механизм оценки и выбора воз-
можности
в виде интенциональности экологического компо-
нента социальной установки.
Все моменты антиципации невозможны без так называемой
протенции. Под этим термином Гуссерль понимает зеркальное
отражение ретенцииудержание «теперь-точки» в будущем.
Если ретенция выполняет роль первичного запоминания
(удержание «теперь-точки»), то протенция выполняет роль
первичного предвосхищения. Она движется как бы впереди
«теперь
-точки», обеспечивая готовность для нее с последую-
щим переходом в ретенцию. «Протенция характеризует созна-
ние как готовность к восприятию, как активность, которая
подготавливает восприятие, «создает» его, а не просто копи-
рует предмет. Таким образом, единство фаз «ретенция-теперь-
протенция» является наиболее общей структурой внутреннего
262                                           А.А. Девяткин
механизм интенциональности на экологическом уровне взаи-
модействия психики с окружающим миром. В свое время
Д.Ф. Ломов предлагал термин «живое время» в отличие от по-
нятия «физическое время» (см.: Ломов, 1989. С.27).
   Причем главное здесь не субъективность-объективность, а
неразрывное единство в рамках живого организма прошлого,
настоящего и будущего времени. В живом организме всегда
присутствует в той или иной форме любое время – ретенция в
этом случае удерживается до тех пор, пока есть индивидуаль-
ная психическая жизнь. Организм сам удерживает прошлое
через наличие функционирующей в «теперь-точке» живой
системы, которая и будущее (протенцию) выберет в соответ-
ствии с удержанной ретенцией.
   Таков в принципе экологический механизм антиципации.
Поскольку же индивид извлекает основы своего существова-
ния из возможностей окружающего мира, то, естественно, ан-
тиципация будет направлена прежде всего на возможности
окружающего мира.
   Но мы говорим об уровне человеческой организации орга-
низма, потому на экологическом уровне антиципации уже
подключается психический механизм оценки и выбора воз-
можности в виде интенциональности экологического компо-
нента социальной установки.
   Все моменты антиципации невозможны без так называемой
протенции. Под этим термином Гуссерль понимает зеркальное
отражение ретенции – удержание «теперь-точки» в будущем.
Если ретенция выполняет роль первичного запоминания
(удержание «теперь-точки»), то протенция выполняет роль
первичного предвосхищения. Она движется как бы впереди
«теперь-точки», обеспечивая готовность для нее с последую-
щим переходом в ретенцию. «Протенция характеризует созна-
ние как готовность к восприятию, как активность, которая
подготавливает восприятие, «создает» его, а не просто копи-
рует предмет. Таким образом, единство фаз «ретенция-теперь-
протенция» является наиболее общей структурой внутреннего