Явление социальной установки в психологии ХХ века. Девяткин А.А. - 267 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

А.А. Девяткин
26
6
В связи с изложенным выше подходом необходимо хотя бы
кратко остановиться на так называемой феноменологической
редукции или на эпохé, поскольку именно феноменологиче-
ская редукция лежит в основе всего философского подхода
Э. Гуссерля.
Основы феноменологической редукции
Принято считать, что понятие «эпохé» возникло еще в пе-
риод античной философии в русле так называемого скепти-
цизма. Хотя в феноменологии многие положения эпохé и пе-
ресматриваются, однако нам представляется, что их базовая
сущность неизменна. В двухтомном собрании сочинений свою
книгу «Против ученых» Секст Эмпирик начинает работами,
которые называются «Две книги против логиков». Через де-
вятнадцать веков после него Э. Гуссерль начнет создание фе-
номенологии с отрицания старой логики и психологизма. На
этом незначительном факте можно было бы не останавливать-
ся, если бы не поразительное, порою, сходство некоторых по-
ложений двух мыслителей. Особенно ярко это видно на при
-
мере «эпохé» и «воздержания от суждения». Часто приходится
слышать, что скептиками утверждается «отсутствие полной
достоверности в человеческом познании» (см.: Философский
энциклопедический словарь, 1983. С.803). Вероятно, нет исти-
ны более далекой от подобного утвержденияоб этом убеди-
тельно писал Лосев: «(...) Однако воздержание от суждений,
какие бы суждения он фактически ни высказывал, заключают-
ся в том, что всякое свое суждение он высказывает не от себя,
так как существует он или нет, ему не известно и ему только
«кажется», что он существует, и направляется это суждение
хотя и к реальному человеку, но скептик при этом думает, что
перед ним не реальный человек, но то,
что «кажется» реаль-
ным человеком, и, наконец, само высказывание суждения тоже
для него не есть суждение само по существу, а только то, что
«кажется» высказыванием» (Лосев, 1976. С.46).
266                                             А.А. Девяткин
   В связи с изложенным выше подходом необходимо хотя бы
кратко остановиться на так называемой феноменологической
редукции или на эпохé, поскольку именно феноменологиче-
ская редукция лежит в основе всего философского подхода
Э. Гуссерля.


          Основы феноменологической редукции

   Принято считать, что понятие «эпохé» возникло еще в пе-
риод античной философии в русле так называемого скепти-
цизма. Хотя в феноменологии многие положения эпохé и пе-
ресматриваются, однако нам представляется, что их базовая
сущность неизменна. В двухтомном собрании сочинений свою
книгу «Против ученых» Секст Эмпирик начинает работами,
которые называются «Две книги против логиков». Через де-
вятнадцать веков после него Э. Гуссерль начнет создание фе-
номенологии с отрицания старой логики и психологизма. На
этом незначительном факте можно было бы не останавливать-
ся, если бы не поразительное, порою, сходство некоторых по-
ложений двух мыслителей. Особенно ярко это видно на при-
мере «эпохé» и «воздержания от суждения». Часто приходится
слышать, что скептиками утверждается «отсутствие полной
достоверности в человеческом познании» (см.: Философский
энциклопедический словарь, 1983. С.803). Вероятно, нет исти-
ны более далекой от подобного утверждения – об этом убеди-
тельно писал Лосев: «(...) Однако воздержание от суждений,
какие бы суждения он фактически ни высказывал, заключают-
ся в том, что всякое свое суждение он высказывает не от себя,
так как существует он или нет, ему не известно и ему только
«кажется», что он существует, и направляется это суждение
хотя и к реальному человеку, но скептик при этом думает, что
перед ним не реальный человек, но то, что «кажется» реаль-
ным человеком, и, наконец, само высказывание суждения тоже
для него не есть суждение само по существу, а только то, что
«кажется» высказыванием» (Лосев, 1976. С.46).